В предлагаемой программе игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
Цель программы - формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации.
Задачи:
способствовать формированию целостного знания, потребности в творческой деятельности,
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Основной метод. Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.
Особенности построения программы: каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).
Прогнозируемый результат: в результате реализации развивающей программы мы планируем способствовать формированию таких качеств как инициативность, любознательность, что позволит детям управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение, что в свою очередь обеспечит повышение уровня мотивации учения младших школьников.
Критерий эффективности. Критерием эффективности программы будет положительная динамика результатов по трем показателям (в соответствии с используемыми диагностическими методиками):
Появление внутренних мотивов к учебе – учебных и социальных (методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург)
Мотивация успеха в учебной ситуации (Опросник МУН А. Реана)
Положительное отношение детей к школе, учебная активность (Анкета Аускановой Н.Г.)
Структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Дискуссия. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).
Что касается развивающих упражнений, набор заданий определяется той профессией, с которой знакомятся учащиеся на данном занятии. Например, при рассмотрении профессии «архитектор» уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением. Профессия «следователь» требует развития способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и вербальной памятью, умением слушать, логическим мышлением. Ведущий сам определяет необходимый набор профессий, которые ему наилучшим образом помогут развить определенные способности учащихся.
Тематическое планирование занятий
Тема занятия |
Цель занятия |
Игровое содержание |
1. В мире профессий |
Дать представление о разнообразии профессий, их специфики; Формирование произвольного внимания, зрительной памяти |
Разминка – игра «Муха» «Азбука профессий» «Запомни и назови» «Профессии в школе» |
2. Архитектор |
Дать представление о профессии архитектор, раскрыть специфические особенности профессии, необходимые умения для освоения этой специальности; Способствовать развитию системного мышления; Формировать умение работать в коллективе, взаимодействовать, сотрудничать |
«Воображаемая линия» «Китайская головоломка» «Глазомер» Коллективная игра «Постройка дома» |
3. Следователь |
Дать представление о профессии следователь, раскрыть специфические особенности профессии; Формировать произвольное внимание, умение сосредотачиваться, выделять главное. |
«Запомни и нарисуй» «Расследуй дело» «Анаграмма» «Поиск задуманного лица» |
4. Зоолог |
Дать представление о профессии зоолог, раскрыть специфические особенности профессии; Развитие восприятия |
«Каскад слов» «Чьи ушки и хвосты?» «Чайнворд» «Что нарисовано» |
5. Биолог |
Дать представление о профессии биолог, раскрыть специфические особенности профессии, Развитие умения думать и сопоставлять информацию между собой. |
«Блиц-турнир» «Перепутанные линии» «Логический квадрат» «Угадай задуманное слово» |
6. Водитель |
Дать представление о профессии водитель, раскрыть специфические особенности профессии; Развитие умения обобщать и анализировать; Развивать глазомер. |
«Чья тень» «Схема маршрута» «Виды транспорта» «Глазомер» |
7. Писатель |
Дать представление о профессии писатель, раскрыть специфические особенности профессии; Развивать способность развернуто, полно рассказывать на заданную тему, словарный запас |
«Зеркала» «Что вокруг» «Словесная баталия» «Подбери слово» |
8. Продавец |
Дать представление о профессии продавец, раскрыть специфические особенности профессии; Развивать логическое мышление, умение вычленять главное, находить не стандартное решение. |
«Перепутанные линии» «Инопланетяне» «Математические знаки» «Найди решения» |
9. Актер |
Дать представление о профессии актер, раскрыть специфические особенности профессии; Развивать внимание, образное мышление. |
«Раздели на группы» «Определи по описанию» «Найди ошибки» «Скороговорки» |
10. Инженер |
Дать представление о профессии инженер, раскрыть специфические особенности профессии; Развивать логическое мышление, умение вычленять главное, находить не стандартное решение. |
«Повтори последовательность» «Математические способности» «Лишний карандаш» «Китайская головоломка» |
Другое о образовании:
Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственн ...
Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специально ...
Особенности образования США
Американские студенты, как считается, лучше подготовлены к реальной жизни, поскольку не тратят время и силы на предметы, которые никогда не пригодятся им в выбранной профессии, а определенную специализацию на весь период учебы - от школы до университета - получают с достаточно раннего возраста. Рос ...