В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Мотивация это один из важнейших процессов для понимания поведения наряду с такими понятиями, как восприятие, личность, установка, научение. Мотивация взаимодействует наравне с другими опосредующими процессами и окружающей средой. Подобно другим когнитивным процессам мотивацию нельзя наблюдать. Мотивация – это гипотетический конструкт, который используют, чтобы облегчить объяснение поведения, и который не следует отождествлять с поведением.
Мотивация является базовым психологическим процессом. Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников вполне могут таиться различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания психолога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.
На современном уровне развития психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе её формирования.
Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.
Проблема исследования: действительно ли существует взаимосвязь между уровнем мотивации учения младших школьников и уровнем их образованности?
Актуальность проблемы и необходимость её разрешения обусловили выбор темы исследования: влияние мотивации учения на уровень образованности младших школьников.
Объект исследования: процесс учения младших школьников
Предмет исследования: влияние мотивации на уровень образованности младших школьников.
Цель исследования: выявление взаимосвязь между уровнем мотивации учения младших школьников и уровнем их образованности.
Гипотеза исследования: если учитель начальных классов в своей работе будет использовать методы стимулирования мотивации учения, то это в свою очередь, будет способствовать повышению уровня образованности младших школьников.
Задачи исследования:
изучить проблемы формирования мотивации учения в педагогике и психологии, раскрыть понятие мотивации и теоретические основы ее влияния на уровень образованности младших школьников.
подобрать диагностические методики при помощи, которых можно оценить уровень мотивации младших школьников и отследить ее влияние на уровень образованности.
выявление влияния мотивации учения на уровень образованности младших школьников.
разработать практические рекомендации, направленные на стимулирование мотивации учения младших школьников в образовательном процессе.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; диагностические: тестирование, анкетирование, эксперимент; метод первичной обработки результатов; метод вторичной обработки результатов - χ2 («хи – квадрат») критерий К. Пирсона.
Методологическую основу исследования составляют: труды о деятельности, ее роли в формировании личности (Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о роли потребностей в развитии личности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Н. Узнадзе), теоретическое положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка и о единстве подходов в обучении и воспитании детей (Л. С. Выготский); развитие потребностно-мотивационной сферы (Прохоров А. О., Генинг Г. Н.,), особенности мотивации в младшем школьном возрасте (Локалова Н. П. Волочков А. А., Вяткин Б. А.).концепция деятельностного подхода в обучении (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина); личностно-ориентированная модель развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская).
База исследования: МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14», 2-е классы; численность - 64 человека (28 девочек и 36 мальчиков). Возраст детей – 8 лет.
Этапы исследования:
1 этап - январь – сентябрь 2008 года.
Выбор темы квалификационной работы и направления исследования. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме. Подбор диагностических методик и проведение констатирующего эксперимента.
2 этап - сентябрь 2008 год – декабрь 2008 года.
Планирование формирующего эксперимента. Разработка коррекционной программы, проведение формирующего эксперимента. Написание теоретической главы квалификационной работы.
3 этап - январь 2009 – февраль 2009 год.
Анализ результатов, формулировка выводов, разработка практических рекомендаций.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке и апробации методов формирования положительных мотивов учения младших школьников, с целью повышения уровня их образованности. Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов с целью повышения мотивации учения и уровня образованности детей младших школьников.
Другое о образовании:
Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и
система профориентационной работы в школе
Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на ...
Зарубежная и отечественная дошкольная педагогика о формирования
этических норм поведения у детей дошкольного возраста
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...
Характеристика эмпирических исследований
К методам эмпирического исследования следует отнести: изучение литературы документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование. К более общим методам этого уровня относятся обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая ...