Представим результаты графически.
Рисунок 3 - Результаты диагностики (экспериментальный класс)
Рисунок 4 - Результаты диагностики (контрольный класс)
Для получения общего вывода об уровне мотивации детей по всем трем методикам, мы воспользовались первичным методом математической статистики, а именно нахождением среднего значения данных.
Таким образом, мы получили показатели, непосредственно отражающие результаты исследования уровня мотивации детей.
Анализируя таблицу нахождения среднего значения можно заметить, что среднее значение в экспериментальной группе составило 29 баллов, а в контрольной 31 балла, то есть разница составила 2 балла что говорит, о практически одинаковом уровне мотивации в двух классах.
Сравним полученные результаты.
Рисунок 5 – Сравнение результатов диагностики в двух классах (%)
Из 32 детей в экспериментальном классе – 2 человека (6,3%) имеют высокий уровень мотивации учения, 12 человек (37,5%) – со средним и 18 человек (56,2%) с низким уровнем. В контрольном классе при этом же количестве детей высокий уровень мотивации учения имеют 3 человека (9,4%), средний уровень – 14 человек (43,8%), 15 человек (46,9%) имеют низкий уровень мотивации учения.
Анализируя результаты исследования, можно заметить, что средний уровень чуть выше в экспериментальной группе, низкий уровень мотивации на первом этапе эксперимента в двух классах практически одинаков, а высокий уровень также несколько выше в экспериментальной группе. Таким образом, подтверждается вывод сделанный на основании сравнения среднего значения, о практически одинаковом уровне мотивации в двух исследуемых группах.
В соответствии с темой нашего исследования, нам необходимо выявить или опровергнуть зависимость между уровнем образованности (успеваемости) учащихся и учебной мотивацией. Для этого мы проанализировали качественную успеваемость учащихся за первую четверть.
Таблица 4
Из 64 обследуемых детей:
Успеваемость |
Экспериментальный класс (кол-во) |
Контрольный класс (кол-во) |
Учатся на «отлично» |
2 |
3 |
Без «троек» |
13 |
16 |
С «тройками» |
16 |
11 |
С «двойками» |
1 |
2 |
Таким образом, качественная успеваемость в экспериментальном классе составила 46,9 %, в контрольном классе 59,4 %.
Рисунок 6
Качественная успеваемость
Разница между значениями составила 12,5 %, то есть в контрольном классе она выше, чем в экспериментальном.
Сопоставив результаты, полученные при исследовании мотивации учащихся с уровнем их успеваемости (Прил. 4) мы заметили, что учащиеся, имеющие высокий уровень учебной мотивации, учатся на «отлично» - 2 человека.
Со средним уровнем мотивации без «троек» - 7 человек, успевающих «на 3» - 3 человека.
Просмотрев ответы детей, получивших результат «средний уровень развития мотивации», мы заметили, что у 8 детей (80%) мотивация носит внешний характер, такие дети при ответах на вопросы анкеты или при выборе карточки, отвечали, что в школе их привлекают либо школьные атрибуты, либо общение с друзьями, либо игры и развлекательные мероприятия.
Среди неуспевающих учеников (учатся с «2») не было выявлено ни одного ребенка, имеющего высокую мотивацию, т.е. с низким уровнем мотивации учатся с «2» - 2 человека и успевающих «на 3» - 14 человек и 3 человека, которые учатся «без троек».
Проанализировав ответы этих детей, было отмечено, что они отличаются безразличным или негативным отношением к школе, а также у этих детей прослеживается мотивация боязни неудачи в школьных ситуациях.
Аналогичные результаты прослеживаются и в контрольном классе.
Таким образом, мы выявили, что средний уровень мотивации, носящий внешний характер и негативное отношение к школе отмечено в основном у школьников, которые учатся на «3» и «2».
Поэтому, мы можем сделать первичные выводы о том, что мотивация учения младших школьников, имеет непосредственное влияние на уровень их образованности, а именно успеваемости, хотя возможно и не является главным фактором ее формирования.
Другое о образовании:
Методика изменения учебной деятельности
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процесс ...
Понятия «монологического высказывания» как средства общения
Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершенствования речевых умений, нам представляется логичным рассмотреть понятие монологического высказывания. Как указывает Е.И.Пассов, монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной ...
Эмпирическое исследование детского
изобразительного творчества в сюжетном рисовании
Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы. Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детс ...