Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 1

Все перечисленные выше особенности познавательной сферы младшего школьника накладывают определенный отпечаток на учебную деятельность учащихся младших классов. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Активность ученика в этом процессе обучения рассматривается нами как познавательная активность. Признаки познавательной активности младших школьников: а) отношение к учению (в чем видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий); б) качество знаний (знание материала программы, умение применять его на практике); в) характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, степень высшей активности, эмоционально-волевое проявление); г) отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность, системность, направленность).

Исследование мотивов в учении у младших школьников, проведенное М.В. Матюхиной, показала, что их мотивационная сфера представляет довольно сложную систему. Мотивы, входящие в эту систему могут быть охарактеризованы по двум мнениям: по содержанию и по состоянию, уровню сформированности. По содержанию мотивы учения младших школьников можно подразделить на: 1) учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом учения; 2) широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьников. Что касается состояния мотивационной сферы младшего школьника, то она характеризуется такими свойствами, как мера осознанности мотивов, которые побуждают ребенка учиться; понимание их значимости, мера действенности мотива. Содержание этих характеристик и дает представление о мере сформированности того или иного вида мотивации .

Интерес – это особое отношение к чему-либо, потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, от каких-то людей или предметов.

Среди средств активизации учения школьников диктанты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приемы «обучения, формы организации учения».

Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем стоит задача – заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке перед детьми познавательных задач, создание стимулов обучения. Так, например, при изучении темы «Термометр» важно провести игру: «Какой термометр нужен?», включив в нее следующие жизненные ситуации:

малыша нужно купать. Как узнать температуру воды в ванночке?

Маша заболела. Пришел врач. Чем он измерит температуру?

Снег растаял. Как узнать, можно ли уже сажать семена в почву?

Ярко светит солнце зимой. Но нужно ли одевать шубу, Ваня не знает. Что ему нужно сделать?

Возрастными особенностями младших школьников диктуется такое требование, как привлечение занимательности. На уроках используются ребусы, дидактические игры, викторины, загадки и другой материал, который может увлечь детей. Одним из приемов, активизирующих познавательную деятельность детей на уроках природоведения, являются викторины - ответы на вопросы, связанные с темой урока и поставленные в занимательной форме. Викторина возбуждает интерес, развивает сообразительность, повышает внимание учащихся, усиливает эмоциональную сторону учебного материала, оживляя урок.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики
Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, ...

Анализ опыта реализации профильного обучения на примере
г. Комсомольска-на-Амуре Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Нами были опрошены учителя географии школ города. Учителям было предложено ответить на вопросы анкет. перва ...

Характеристика программы «Гибкий режим в детском саду»
«Гибкий режим в детском саду» - программа воспитания и обучения, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь, разработанная Белорусским научно-исследовательским институтом образования. Данная программа предназначена для дошкольных учреждений и групп с гибким режимом дня, а также роди ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru