Учебные наглядные пособия можно разделить на натуральные и изобразительные.
К натуральным наглядным пособиям относятся объекты живой и неживой природы: образцы почвы, полезных ископаемых, растения и животные. Из натуральных наглядных пособий в школе чаще всего используются гербарии, природный раздаточный материал, коллекции, чучела, препараты.
Самую большую группу составляют изобразительные наглядные пособия: плоскостные (картины, рисунки, таблицы и т. д.) и объемные (муляжи, макеты, модели). Изобразительные наглядные пособия делятся на образные и условные.
К образным наглядным пособиям относятся и так называемые экранные пособия: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, учебные телепередачи.
Дидакты называют и некоторые другие условия активизации познавательной деятельности школьников на уроке: соответствующий микроклимат в классе. формирование стимулов к учению, вооружение учащихся рациональным способами и приемами познавательной деятельностью и т. п.
Доказано, что положительные мотивы учения предопределяют его успех. Поэтому побуждение и мотивация рассматриваются учеными и практиками как специальная педагогическая задача. Учителю необходимо учитывать влияние как внешних средств побуждения младших школьников к учению (игра, наглядные пособия, занимательность, требования, поощрения и т.п.), так и роль внутренних стимулов (логика учебного процесса, умелая постановка познавательных задач, рациональные способы их решения и т.п.)
В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес. Условиями их формирования некоторые ученые (Т.И. Шашова, Г.И. Щукина) называют:
организацию обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых знаний;
организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
повышение интереса к учению за счет его разнообразия;
связь нового материала с ранее изученным;
понимание детьми нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета;
яркость, эмоциональность учебного материала;
создание учителем эмоциональной атмосферы обучения, благоприятного общения в учебном процессе;
постоянную проверку и оценку работы учащихся.
Многие ученые (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.А. Кондаков) подчеркивают, что, если уровень владения учащимися способами познания низок, они не могут справиться с учебными задачами, и в результате интерес к учению подает, познавательная активность не развивается. Поэтому младших школьников надо не только включать в поиск решения проблемных ситуаций, но и обучать их рациональным способом решения различных задач и методом умственной работы (сравнение, анализ, индукция, дедукция, сопоставление, синтез и т.д.)
Таким образом, для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения используют учебное содержание, занимательный материал, проблемное обучение, самостоятельную работу, наблюдения, опыты, практическую работу, наглядные средства обучения, экскурсию, создание положительной мотивации.
Другое о образовании:
Выявление взаимосвязи между уровнем развития общей и мелкой моторики и
уровнем речевого развития
Таблица № 1 Речевое развитие детей 3-х летнего возраста Фамилия Зона развития Уровень развития Баллы 1. Дьячков III - норма средний 5,4 2. Грузинцева III - норма средний 5,4 3. Андреевский V-III - зона средний 5,6 4. Курчинова III - норма средний 5,4 5. Логиновский III - норма средний 5,4 6. Мельни ...
Место географии в профильном обучении
Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под ...
Проблема разработки МПС в психолого–педагогической
литературе
Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.» И. Песталоцци, И. Герб ...