Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе

Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе

Страница 6

В целом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень знаний дошкольников отвечает программным требованиям и может быть значительно повышен с помощью специальных занятий, на которых основным методом будет наблюдение.

Цель: выявить роль наблюдения как метода формирования эстетических чувств старших дошкольников.

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений на время формирующего эксперимента:

Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.

Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.

Подготовка и организация наблюдений.

Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:

Содержание наблюдения и организация.

Время и место проведения наблюдения.

Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.

Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений. Мы составили перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.

Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

Каждый педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.

Перспективный план работы

1. Рассматривание рыбок в аквариуме

Вспомнить названия всех обитателей аквариума.

Отметить его красоту и привлекательность.

2. Наблюдение за дикими животными?

Складывание картинок из частей.

Загадки о диких животных.

Описать внешний облик диких зверей.

3. Комплексная игра «Речные обитатели»

Закрепление и уточнение знаний детей о речных жителях.

Формирование эстетических чувств по отношению к каждому живому существу.

4. Наблюдение и рассматривание веток деревьев.

Систематизация представлений о ветках деревьев.

Закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм.

5. Целевая прогулка. «Весна пришла»

Наблюдение комнатными растениями.

Уточнить знания детей о комнатных растениях.

Сформировать эстетический вкус.

Осмотр участка детского сада.

Игра «Разведчики».

Обратить внимание на изменения, которые произошли в природе с известными детям цветами, деревьями, кустарниками.

Наблюдение за погодой.

Познакомить детей с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц.

Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

Познавательное занятие для детей старшего возраста на тему: «Путешествие в живую природу»

Наблюдение за туманом.

Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.

«Соберем семена садовых цветов».

Уточнить понятия: растения однолетние, многолетние.

Наблюдение за погодой приемом сравнения.

Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения.

Наблюдение за листопадом.

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года

Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием.

Подвести детей к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.

Наблюдение за березой.

Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.

«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Наблюдение за ветром.

Познакомить детей с таким природным явлением как ветер.

Труд дворника.

Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.

Первые заморозки.

Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы. Анкета для родителей включала вопросы, о ...

Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...

Диагностика уровня сформированности речевых умений старшеклассников
Опытно-экспериментальная работа состояла из двух этапов. Первый этап представлял собой диагностику уровня сформированности монологических умений старшеклассников, которая проводилась методом устного опроса. Второй этап включал собственно экспериментальное обучение и контрольный срез. Целью практиче ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru