В целом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень знаний дошкольников отвечает программным требованиям и может быть значительно повышен с помощью специальных занятий, на которых основным методом будет наблюдение.
Цель: выявить роль наблюдения как метода формирования эстетических чувств старших дошкольников.
Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений на время формирующего эксперимента:
Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
Подготовка и организация наблюдений.
Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:
Содержание наблюдения и организация.
Время и место проведения наблюдения.
Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.
Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.
Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений. Мы составили перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.
Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.
Каждый педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.
Перспективный план работы
1. Рассматривание рыбок в аквариуме Вспомнить названия всех обитателей аквариума. Отметить его красоту и привлекательность. |
2. Наблюдение за дикими животными? Складывание картинок из частей. Загадки о диких животных. Описать внешний облик диких зверей. |
3. Комплексная игра «Речные обитатели» Закрепление и уточнение знаний детей о речных жителях. Формирование эстетических чувств по отношению к каждому живому существу. |
4. Наблюдение и рассматривание веток деревьев. Систематизация представлений о ветках деревьев. Закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм. |
5. Целевая прогулка. «Весна пришла» |
Наблюдение комнатными растениями. Уточнить знания детей о комнатных растениях. Сформировать эстетический вкус. |
Осмотр участка детского сада. Игра «Разведчики». Обратить внимание на изменения, которые произошли в природе с известными детям цветами, деревьями, кустарниками. |
Наблюдение за погодой. Познакомить детей с комплексом признаков, характеризующих погоду. |
Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц. Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину. |
Познавательное занятие для детей старшего возраста на тему: «Путешествие в живую природу» |
Наблюдение за туманом. Познакомить детей с таким природным явлением, как туман. |
«Соберем семена садовых цветов». Уточнить понятия: растения однолетние, многолетние. |
Наблюдение за погодой приемом сравнения. Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения. |
Наблюдение за листопадом. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года |
Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием. Подвести детей к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений. |
Наблюдение за березой. Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения. |
«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. |
Наблюдение за ветром. Познакомить детей с таким природным явлением как ветер. |
Труд дворника. Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью. |
Первые заморозки. Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры |
Другое о образовании:
Выявление условий для развития изобразительного творчества
детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей
исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы. Анкета для родителей включала вопросы, о ...
Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...
Диагностика уровня сформированности речевых умений старшеклассников
Опытно-экспериментальная работа состояла из двух этапов. Первый этап представлял собой диагностику уровня сформированности монологических умений старшеклассников, которая проводилась методом устного опроса. Второй этап включал собственно экспериментальное обучение и контрольный срез. Целью практиче ...