Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе

Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе

Страница 1

Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет).

Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя мир природы», представлен авторами Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой.

Отметим, что наблюдения за неживой и живой природой в старшей группе носят более систематический и длительный характер, чем в предыдущих группах. Во время прогулок и экскурсий воспитатель читает стихотворения о природе, загадывает загадки, знакомит с народными пословицами, приметами, что, несомненно, усиливает впечатления детей.

Программа по ознакомлению дошкольников с природой определяет объем сведений и представлений о мире природы (живом и неживом). Оговорим, что в рамках данного исследования будет осуществляться работа по формированию у детей правильного отношения к природе в процессе наблюдений.

Старшие дошкольники должны владеть следующим объемом знаний:

наблюдать за явлениями природы, вести себя так, чтобы не навредить природе;

знать, что в природе нет вредных (плохих, некрасивых) растений и животных, поскольку все существующие живые организмы нужны для поддержания природного равновесия;

знать о помощи, которую человек способен оказывать природе;

эстетически относиться к природе, любить ее, уметь радоваться природным явлениям;

уметь отражать свои эстетические впечатления в рисовании, лепке, аппликации, делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (экскурсия, прогулка, наблюдение, беседа, просмотр телепередач и др.).

Исходя из этого, выделяются три уровня эстетической воспитанности дошкольников:

Высокий – любит природу, умеет находить и видеть прекрасное в природе, демонстрирует знания по всем перечисленным критериям (см. выше).

Средний – любит природу, но только вдали от нее (по телевизору, в книгах, на картинках), встречаются пробелы в знаниях по указанным критериям.

Низкий – не проявляет интереса к природе, не стремится общаться с природой, демонстрирует неудовлетворительный уровень знаний о природе.

Экспериментальная работа, направленная на формирование эстетических чувств старших дошкольников в процессе наблюдения, включила в себя три этапа.

1 этап - констатирующий эксперимент

Цель: выявить исходный уровень эстетического отношения дошкольников к природе.

2 этап – формирующий эксперимент

Цель: формирование эстетических чувств старших дошкольников с помощью метода наблюдения.

3 этап – контрольный эксперимент

Цель: итоговая диагностика уровня эстетического отношения дошкольников к природе.

Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента.

Методы констатирующего эксперимента: анкетирование (родителей), наблюдение, воспроизводящая беседа.

На первом этапе нами было проведено анкетирование родителей старших дошкольников.

Результаты анализа анкет позволили сделать следующие выводы.

На вопрос «Как часто Вы с ребенком совершаете прогулки?», были получены следующие ответы: «Каждый день, ведь я отвожу и забираю ребенка из садика», «К сожалению, не так часто, очень занята», «Почти никогда», «Мы живем в своем доме, зачем ходить куда-то, гуляй себе, да гуляй на участке», «В садике он гуляет каждый день, а дома гуляет во дворе по выходным». Из 10 респондентов, 5 ответили, что не гуляют с детьми, 3 респондента ответили, что гуляют, но очень редко, 2 респондента отметили, что стараются регулярно совершать прогулки с детьми.

Итак, родители практически не гуляют с детьми, считая, что все прогулки могут сводиться к играм во дворе (а в современных дворах, как правило, природы нет вовсе), либо к прогулкам на садовском участке. К сожалению, родители забыли, что значит прогулка, а ведь именно в ходе совместной с ребенком прогулки и начинает формироваться эмоционально-эстетическое отношение к природе.

Ответы на вопрос «Как часто Вы с ребенком говорите о природе?» не слишком порадовали нас. Родители мотивируют свое нежелание говорить о природе с ребенком своей занятостью, а, подчас, и неумением говорить на такие «отвлеченные» темы. «Мы почти никогда не говорим о природе», «Говорим, когда видим что-то из ряда вон выходящее: например, солнечное затмение, крупный град, когда увидим что-то необычное и красивое», «Говорим довольно часто, особенно, когда по телевизору показывают что-то необычное». Итак, большинство родителей уверены в том, что разговоры о природе могут быть вызваны исключительными случаями, и, опять-таки, сведениями, полученными при просмотре телепередач.

Из 10 родителей, лишь 3 с уверенностью смогли сказать, что довольно часто беседуют с ребенком о природе. 6 респондентов беседую от случая к случаю, 3 респондента – вообще не беседуют с дошкольниками о природе.

Как показали ответы на вопрос о домашних животных и растениях в домах воспитанников, большинство (8 человек) держат дома животных (кошки, собаки, черепаха, рыбки, попугай), у всех 10 респондентов есть комнатные растения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Использование технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
Применение технических средств обучения приводит к повышению качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и помогают учителю решать следующие задачи: дать учащимся более полную и ...

Пути формирования этических представлений у детей
В. А. Сухомлинский считает, что воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение ...

Особенности нравственного развития на уроках литературного чтения
Нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В стандартах второг ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru