К перспективному плану составлены листы наблюдений (приложение 2). В них отражены следующие моменты:
1. Тема наблюдения.
2. Цель наблюдения.
3. Вопросы и описание.
4. Художественное слово или эксперимент.
5. Труд в природе.
Составленная картотека не дает право педагогу на бездумное использование предложенных наблюдений. Работая с картотекой, педагог обязан придерживаться следующих правил:
1. Внимательно прочитать тему и цель, соотнести с последовательностью вопросов и описанием наблюдения с особенностями конкретной возрастной группы и уровнем развития детей.
2. Изучить описание, оценить его с точки зрения образовательных, воспитательных позиций, применимости в данных условиях.
3. Проявить творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.
Подробные конспекты занятий вынесены в приложение 3.
Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать, видеть в них красоту и эстетическую привлекательность.
Для получения более точных результатов нами был проведен контрольный эксперимент, который включил повторное проведение методик констатирующего эксперимента.
Рассмотрим результаты данного эксперимента и проанализируем динамику изменения уровня знаний дошкольников о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой.
Итак, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие показатели.
Таблица 4
Результаты анкетирования детей
Ф.И. ребенка |
Вопрос №1 |
Вопрос №2 |
Вопрос №3 |
Вопрос №4 |
Вопрос №5 |
Вопрос №6 |
Итого |
Аня А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Борис Г. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Витя Е |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Денис З. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Диана З |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
16 |
Миша А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Оля Р. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Оля С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
Тимур О |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
Уля И. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
16 |
Другое о образовании:
Как распознать дислексию
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, ...
Типология тестовых заданий для пропедевтического курса информатики и ИКТ
При составлении тестовых заданий существуют некоторые общие правила, на которые можно опираться во время работы. Различными авторами предлагаются различные классификации видов тестовых заданий. Рассмотрим наиболее употребительные из них в практике тестирования. Предварительно можно выделить четыре ...
Исполнительский анализ и методические рекомендации по
изучению пьесы Н. Ракова "Вокализ"
Рассмотрим процесс работы над произведением на примере "Вокализа" Ракова. Как уже было сказано выше, необходимо рассказать ученику о композиторе (см. Введение). Далее нужно обратить внимание ученика на название произведения - "Вокализ". В нем часто заложено основное настроение п ...