К перспективному плану составлены листы наблюдений (приложение 2). В них отражены следующие моменты:
1. Тема наблюдения.
2. Цель наблюдения.
3. Вопросы и описание.
4. Художественное слово или эксперимент.
5. Труд в природе.
Составленная картотека не дает право педагогу на бездумное использование предложенных наблюдений. Работая с картотекой, педагог обязан придерживаться следующих правил:
1. Внимательно прочитать тему и цель, соотнести с последовательностью вопросов и описанием наблюдения с особенностями конкретной возрастной группы и уровнем развития детей.
2. Изучить описание, оценить его с точки зрения образовательных, воспитательных позиций, применимости в данных условиях.
3. Проявить творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.
Подробные конспекты занятий вынесены в приложение 3.
Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать, видеть в них красоту и эстетическую привлекательность.
Для получения более точных результатов нами был проведен контрольный эксперимент, который включил повторное проведение методик констатирующего эксперимента.
Рассмотрим результаты данного эксперимента и проанализируем динамику изменения уровня знаний дошкольников о многообразии растений как результате их взаимодействия с окружающей средой.
Итак, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие показатели.
Таблица 4
Результаты анкетирования детей
Ф.И. ребенка |
Вопрос №1 |
Вопрос №2 |
Вопрос №3 |
Вопрос №4 |
Вопрос №5 |
Вопрос №6 |
Итого |
Аня А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Борис Г. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Витя Е |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Денис З. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Диана З |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
16 |
Миша А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
Оля Р. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Оля С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
Тимур О |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
Уля И. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
16 |
Другое о образовании:
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60 – Х годах М.В. Ипполитовой и Л.А. Даниловой. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, тактильного, слухового восприятия в игровой деятельности, по формированию време ...
Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в
учебной деятельности
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и ...
Воспитание и самовоспитание
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения до ...