Интеграционные курсы знакомят с явлениями и фактами определенных наук, дают навыки классификации, измерения природных явлений, развивают научную интуицию. Курсы стали более соответствовать нынешнему уровню научно – технических знаний глобальной компетенции.
Нарастающий объем научно – технических знаний пришел в противоречие с психолого-физиологическими возможностями обучаемых: им стало трудно усваивать знания в прежние сроки.
Специализация производства, быстрая смена техники и технологий требуют профессиональной мобильности, социальной адаптации. Суть таких интегративных курсов та же, что и в учебных заведениях других стран – во взаимопроникновении элементов одного объекта в структуру другого, в результате чего получается не сложение, не улучшение свойств двух объектов, а совершенно новый объект со своими качествами. Если курс физики призван давать знания и умения по электротехнике, материаловедению, технологии машиностроения – это уже не прежняя физика, а новая, которую можно назвать курсом технической физики для подготовки специалистов по электротехническим и машиностроительным специальностям.
На практике интегрированные предметы дают результаты: во-первых, ликвидируют дублирование материала, снижают нагрузку информацией. Во–вторых, на ином более высоком уровне даются общие и технические знания, обобщения и в то же время «сжимаются» в соответствии с профессиональной специализацией. Это развивает интеллект, мышление, способствует целостности усвоения знаний, ведет к осознанию явлений, законов, техники в целом.
В четвертой главе диссертации – «Источники интеграционных процессов и пути их осуществления на практике» – освещаются результаты научно-педагогической деятельности, где доминирующим является вопрос о методологии исследования, как целостной системы философских, экономических и социально – политических взглядов. Приводятся суждения ученых о методологии, в том числе – новые, а также – общая проблема методологии – совершенствование экспериментальных методов.
Развитие науки сопряжено с различными подходами ученых. Одни эвристичны, другие придерживаются более жестких предписаний. У одних поиск основан на изучении психологии личности, у других – ее потребностей, мотивов, интересов. Совершенно очевидно, что позиция ученого-педагога вовсе не состоит в том, чтобы игнорировать или критиковать иное суждение. Защита своей позиции состоит в нахождении теоретической и практической обоснованности тех аргументов, которые подтверждают ее справедливость.
Критерий концептуальности – это магистраль, которая определяет научный подход. Процесс обновления системы, связанный с введением в нее инноваций, как правило, – противоречивый процесс. В связи с этим требуется предварительное моделирование нового состояния системы, предусматривающее те изменения, которые произойдут в ее структуре, функциях, внутренних и внешних связях.
Социальный заказ, стоящий перед зарубежной педагогикой, требует иного – выработки практических рекомендаций с целью повышения эффективности деятельности школы (высшей и средней) как важного социального института государства.
Другое о образовании:
Типология и структура уроков
Под уроком понимается занятие, проводимое учителем с постоянным составом учащихся одинакового уровня подготовки, объединенных в подгруппу класса или бригаду. Уроки чередуются, по твердому расписанию и включают в себя фронтальную, бригадную и индивидуальную работу школьников с применением разных мет ...
Сущность эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде эстетические категории прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставл ...
Особенности развития графо-моторных навыков у младших школьников со стертой
формой дизартрии
В последнее время актуальной проблемой является формирование графо-моторного навыка у младших школьников со стертой формой дизартрии. Особенностью данных расстройств является недоразвитие двигательной сферы, которое приводит к трудностям формирования графо-моторного навыка при обучении письму. Нару ...