Полученная сумма сравнивалась с табличным значением и с учетом числа степеней свободы k, определяемого как уменьшенное на единицу количество сопоставляемых разрядов f i .
В результате обработки данных мы получили ∑=14,35, следовательно х2=14,35. Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное, то существуют различия между частотами в двух группах испытуемых. Что и следовало доказать.
«Установление обыденных предметно-пространственных отношений» (С.Д. Забрамной) Цель методики: выявление возможностей использовать житейские представления и знания в осмысливании расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Детям предлагались картинки следующего содержания:
1) карандаш на столе, - под столом, - около стола;
2) мальчик на дереве,- под деревом, - за деревом, - около дерева;
3) картинки с изображением одного предмета в центре и четырех предметов, расположенных по отношению к центру справа и слева, вверху и внизу.
Давалась следующая инструкция: «Скажи, где «здесь» лежит карандаш где сидит (стоит) мальчик … ». «Посмотри, вот здесь нарисована звезда и самолет». Звезда в центре. Скажи, где, по отношению к звезде, нарисован самолет. При необходимости оказывается подсказывающая помощь». «Справа или слева? Вверху или внизу?»
Что находится в центре рисунка? (Самолет)
Что находится в правом верхнем углу? (Облако)
Что находится слева от самолета? (Дом, солнце)
Где находится дом по отношению к самолету? (Внизу слева)
Где находится облако по отношению к самолету, дереву, солнцу? (Наверху справа, над деревом, справа)
Что находится в правом нижнем углу? (Дерево)
Критерии для оценки: точность словесного определения пространственного положения одного предмета по отношению к другому.
Ответы детей оценивались следующим образом: + -выполнил все задания правильно (1 балл), – - не справился с заданием (0 баллов) , ± - справился с заданием частично (0,5 баллов). В результате все данные по методике отражены в таблице 2.3
Таблица 2.3 Результаты обследования дошкольников двух групп по методике «Установление обыденных предметно-пространственных отношений»
Уровень развития пространственной ориентировки |
Категория испытуемых | |||
Дети с нормально развитой речью |
Дети с ТНР | |||
Кол.чел |
% |
Кол.чел |
% | |
3 балла — высокий. |
10 |
50 |
3 |
15 |
2 балла — средний. |
8 |
40 |
10 |
50 |
0-1 балла — низкий. |
2 |
10 |
7 |
35 |
Другое о образовании:
О математических способностях
Выявление и развитие способностей учащихся является одним из основных назначений школы. Способности могут проявляться в самых разнообразных направлениях — к какому-нибудь виду мастерства, к литературе, к постановке физических опытов, к спорту и пр. Выявление и развитие математических способностей т ...
Характеристика игровой
деятельности в старшем дошкольном возрасте
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает ...
Содержание насекомых в уголке природы. Устройство инсектария
Инсектарий – это искусственное жилище для насекомых, сделанное в банке или в старом аквариуме, который закрывают металлической сеткой или марлей. Дно садка засыпают песком и засаживают кустиками травы или ставят на него флакончик с веткой кормового растения, которое опрыскивают водой и изредка меня ...