В результате обработки данных мы получили ∑=17,9, следовательно χ2 =17,9.
Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное (χ2 =17,9), то существуют различия в двух выборках испытуемых.
Таким образом, проведенное обследование детей с тяжелым нарушением речи свидетельствует о том, школьники с ТНР обладают значительно худшей степенью развития пространственно временных представлений по сравнению со своими сверстниками, речь которых в норме.
На основании проведенных экспериментов можно сделать следующие выводы:
У 15% детей группы с ТНР– 3 человека и у 70% детей массовой группы 14 человека – уровень знаний по всем сериям заданий соответствует норме.
Низкий уровень временных представлений отмечается у 5 человек – 25% группы с ТНР и у 20% -4 человека контрольной группы.
Проведенное обследование внимания детей с тяжелым нарушением речи свидетельствует о том, школьники с ТНР обладают значительно худшей степенью развития временных представлений по сравнению со своими сверстниками, речь которых в норме. Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное, то существуют различия между частотами в двух группах испытуемых.
Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное (χ2 =17,9), то существуют различия в двух выборках испытуемых с точки зрения пространственной ориентировки. У детей с нарушением речи, как правило, имеют средний или низкий уровень развития пространственной ориентировки, в то время как у их сверстников с нормальным речевым развитием преобладает высокий или средний уровень развития пространственной ориентировки.
Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в уровне пространственно-временных представлений у детей с ТНР и детей массовых групп дошкольных учреждений, подтвердилась.
В настоящее время в педагогических исследованиях широко используется метод моделирования.
Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.
Широко используются модели при формировании:
временных представлений (например, модель частей суток, недели, года, календарь);
количественных представлений (например, числовая лесенка, числовая фигура и т. д.);
пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.).
При формировании элементарных математических представлений применяются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели.
В настоящее время положено лишь начало теоретической и конкретно-методической разработке этого приема, являющегося чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:
а) математические понятия рассматриваются как своеобразные модели реальной действительности;
б) в процессе формирования элементарных математических представлений у детей от педагога постоянно требуется создание материальных конструкций, представляющих в конкретно чувственной форме математические понятия;
Другое о образовании:
Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...
Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»: а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к фо ...
Развитие речи у детей
Во второй половине первого года у нормально развивающегося ребёнка обычно появляется лепет, к 9-10 месяцам он активизируется, обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на готовое обращение взрослого. Отсутствие или бедность лепета у ребёнка настораживают, так как это м ...