На основании анализа таблицы 2.4. можно сделать следующие выводы:
среди дошкольников с нормально развитой речью высокий уровень развития пространственной ориентировки наблюдается у 60 %, что составляет 12 детей. Эти ребята в процессе обследования набрали 3 баллов, т.е. справились со всеми предложенными заданиями. Среди детей с нарушением речи только 20% имеют высокий уровень.
средний уровень развития пространственной ориентировки отмечается у 40% (что составляет 8 детей) дошкольников с нормально развитой речью и у 50 % детей с ТНР. Эти дошкольники справились с первыми двумя заданиями, но не сумели правильно выполнить третье. При чем дети с ОНР не смогли справиться с последним заданием даже после помощи со стороны педагога.
низкий уровень развития пространственной ориентировки отсутствует у детей с нормой речевого развития и отмечается у 30% детей с нарушением речи. Дошкольники сумели правильно сложить только первую, состоящую из двух половинок, картинку. Уже при складывании второй картинки, состоящей из четырех частей, детям требовалась помощь. С последней картинкой, разрезанной на неравные части, не справился практически никто.
Качественный анализ действий дошкольников показывает, что для детей с нормой развития это задание не было сложным. Они выполняли его быстро, укладывались в отведенное время, воспринимали все, как игру. Детям с нарушением речи неоднократно требовалось повторять инструкцию, объяснять суть задания.
Таким образом, дети с нарушением речи как правило имеют трудности в складывании разрезных картинок, что говорит о неполной сформированности у них пространственной ориентировки
Далее была использована методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» с целью изучения восприятия формы и величины.
Ребенку объясняли, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляли рисунок и просили последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Ответы детей оценивались по десятибалльной системе, которая учитывала время, потраченное на выполнение задания, и количество правильно показанных объектов. Результаты отражены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Результаты обследования дошкольников двух групп по методике «Какие предметы спрятаны на рисунках»
Уровень развития пространственной ориентировки |
Категория испытуемых | |||
Дети с нормально развитой речью |
Дети с ТНР | |||
Кол.чел |
% |
Кол.чел |
% | |
10 баллов — очень высокий. |
2 |
10 |
0 |
0 |
8-9 баллов — высокий. |
7 |
35 |
0 |
0 |
4-7 баллов — средний. |
9 |
45 |
6 |
30 |
2-3 балла — низкий. |
2 |
10 |
11 |
55 |
0-1балл — очень низкий. |
0 |
0 |
3 |
15 |
Другое о образовании:
Содержание экспериментальной работы по развитию речи
младших школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на баз ...
Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте
Эстетическому отношению свойственна возрастная постепенность становления, об этом следует помнить при планировании учебных задач, содержание которых должно соответствовать возможностям и средствам ребенка на данном этапе его развития, учитывая физиологические и психические данные ребенка. Уже отмеч ...
Дидактическое
обоснование наглядности
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетан ...