В 20-х гг.20 в. метод проекта привлек внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать осуществлению непосредственной связи между приобретением учащимися знаний и умений и применением их в решении практических задач. При этом предполагалось, что в современных условиях содержанием проектов будут общественно полезные дела, привлечение учащихся к строительству социализма. Метод проектов стал частично применяться в практике школ - сначала опытных, а затем и некоторых массовых.
Первыми в России начали использовать метод проектов С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко в 1905 гг.А.У. Зеленко несколько лет прожил в США, изучая тамошнюю систему образования и, вернувшись на Родину, вместе с С.Т. Шацким создали детско-юношеские клубы на московских окраинах и летнюю колонию в подмосковном Щелкове. В 1906 г. вместе с А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер и другими Шацкий организовал общество "Сетлемент", которое в 1908 г. было закрыто полицией "за пропаганду социализма среди детей". При этом сам Шацкий был арестован. Однако это не остановило педагога. Выйдя на свободу, он вместе с товарищами возобновил свою деятельность и в 1909 г. зарегистрировал общество "Детский труд и отдых", а в 1911 организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". При участии ста сотрудников на базе этого и других детских учреждений в 1919 г. была создана первая опытная станция по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР. Станция имела сельское отделение в Калужской области и городское в Москве. Она представляла собой комплекс научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых. В этих учреждениях на основе единой исследовательской программы разрабатывались и проверялись на практике новые формы и методы воспитания. С.Т. Шацкий был активным членом учебно-педагогической секции ГУСа (Государственного ученого совета) и коллеги Наркомпроса и, тем самым, одним из главных инициаторов педагогических реформ в России двадцатых годов, где широко применялся метод проектов.
Сторонники метода проектов (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.) провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. Универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ (1929-30). Учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой по выполнению заданий-проектов, в том числе общих, таких как "Поможем ликвидировать неграмотность", "Поможем нашему заводу - шефу выполнить промфинплан" и др. Учащиеся, работая на фабрике, заводе, в школе, мастерских, в колхозе, учебно-опытном участке, приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны лишь с выполняемой ими практической работой.
Уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился.
Рассматривая вопрос о возможности критического использования некоторых элементов метода проектов в условиях советской школы, Н.Н. Крупская и др. предостерегали от попыток превращения его в универсальное средство, указывали на опасность умаления роли общего образования. Универсализация метода проектов была осуждена в постановлении ЦК ВКП (б)"О начальной и средней школе" (1931), и в дальнейшем в практике советской школы метод проектов не применялся.
Е. В Зачесова ссылается на описание использования метода проектов в романе В. Катаева "Два капитана". "Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечам и, учила нас… Право мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помниться мы проходили утку. Это были сразу 3 урока: география, естествознание и русский… Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило "мимоходом". Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе … по мнению Наробраза, наш детский дом был чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы отличаемся дарованиями в области музыки, живописи и литературы. Поэтому после уроков мы могли делать, что угодно. Считалось, что мы свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит… Но так как на уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной большой перемены… … Из 4 школы коммуны вышли впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в 20-м году, что это была за каша!".
Другое о образовании:
Рисунки и рассказы детей о насекомых
Одним из показателей интереса детей к миру насекомых является их желание рисовать и рассказывать о насекомых. Результаты наблюдений, экскурсии, прогулки дети стремятся отразить в самостоятельной изобразительной деятельности. По рисункам можно судить о том, что особо привлекает внимание ребёнка, как ...
Характеристика игровой деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте
Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин указывал на развивающее значение ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению), в то же время не усматривая игры в предметных действиях ...
Коррекционно-логопедическая работа
над голосом детей, страдающих ринолалией
Многолетняя практика показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, позволяет достичь комплексная методика работы. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляц ...