В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.
Программа «Семицветик» – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» – авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.
Программа экологического образования детей «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой.
Программа «Детство» ставит задачу развития детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости и гуманности через усвоение детьми идеи единства всего живого. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Нужно подводить детей к тому, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство, становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное и яркое душой ребенка».
Приоритеты программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа:
Шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее;
Большое место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;
Ознакомление с декоративной народной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством;
Девиз программы «Семицветик» – воспитание через культуру и Красоту. Главная цель этой программы – способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.
Основные задачи программы:
раскрытие и развитие восприятия Красоты;
заложение этических и нравственных основ;
расширение сознания и кругозора;
раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;
заложить основу культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры.
В процессе решения поставленных задач самому воспитателю необходимо быть живым примером устремления ко всему, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.
Для того чтобы эффективно решать поставленные задачи, нужно окружить ребенка красивыми образами, обратить его внимание на красоту природы и произведений человеческих рук, учить слушать прекрасную музыку, читать, рассказывать сказки, легенды, сказания, создающие одухотворенный высокохудожественный образ Природы, представителей ее царств, человека и его поступков, смотреть красочные музыкальные слайд фильмы и, конечно, предоставлять возможность детям высказывать и выражать в разнообразной творческой деятельности свои впечатления, чувства, мысли. При этом надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и творчества с детьми. Эта атмосфера будет во многом способствовать раскрытию и развитию ребенка. Главными составляющими этой атмосферы будут: Красота, Добро, Радость, Терпение и Терпимость, Свобода, Организация, Стремление понять ребенка и Уважение его личности, его прав.
Программа «Семицветик» рассчитана на детей от 3 до 7лет. Для удобства темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки, которые составлены из двух базовых частей: «Природа» и «Человек».
Программа «Красота. Радость. Творчество» предназначена для эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет. Эта программа является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного – как классического, так и народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
Другое о образовании:
Влияние подвижных игр при основных отклонениях в состоянии
здоровья младших школьников
Одним из важных вопросов улучшения физической подготовленности младших школьников является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. По мнению специалистов, особенно в начальной ш ...
Работа
классного руководителя с родителями учащихся
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родит ...
Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...