История возникновения метода проектов

Страница 1

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Он основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей "Обучение посредством делания". Эта основная идея метода проектов сформулирована Д. Дьюи .

Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Дьюи Джон (Dewey) родился 20.10.1859 в Берлингтоне, штат Вермонт, умер 01.06.1952 в Нью-Йорке. Имя Джона Дьюи в зарубежной педагогике окружено легендой, но к сожалению, его труды мало известны российским педагогам. Деятельность Дьюи радикально повлияла на становление современного американского, да и европейского образования. За свою долгую жизнь Дьюи опубликовал более 1000 книг и статей. В 1896 г., будучи профессором Чикагского университета, он организовал при университете экспериментальную "школу-лабораторию", снискавшую широкую известность и ставшую одной из ведущих "новых школ" в мире. Именно здесь впервые в мире был реализован метод проектов.

С 1904 по 1930 гг. Дьюи преподавал в Колумбийском университете. В этот период он выступил инициатором создания "Ассоциации родителей и учителей" Для распространения своих педагогических идей Дьюи часто ездил в международные лекционные турне. В 1928 г. он побывал в СССР, где знакомился с местным опытом педагогической работы. Дьюи пришел в неподдельный восторг от масштабных педагогических преобразований "совершавшихся в СССР".

С Джона Дьюи начинается осознание явления, которое впоследствии назовут кризисом системы организованного образования. Той системы, что сейчас называется традиционной и противопоставляется так называемом у альтернативному (прогрессивному, новому, свободному) образованию, - обыкновенной предметно-классно-урочной системы, через которую проходили и проходят сейчас почти все люди во всем мире. Именно эту систему Джон Дьюи объявил несоответствующей современному ему уровню развития общества, и по существу вредной (Ю. Турчанинова, Э. Гусинский).

Не все исследователи однозначны в оценке деятельности Д. Дьюи. Так, известный отечественный ученый А.И. Пискунов [], отмечал, что широкое внедрение его идей в практику элементарной школы США и некоторых других стран привела к нарушению систематичности обучения, к снижению его научного уровня. Именно поэтому прагматическая педагогика Дьюи во II-й половине XX в. подвергается острой критике не только педагогами-марксистами, но и буржуазными педагогами разных стран.

Килпатрик Вильям (Kilpatrick), родился 20.11.1871 в Уайт-Плейнс, штат Джорджия, умер 13.02.1965 в Нью-Йорке. Ученик и последователь Дж Дьюи. Работал школьным учителем, преподавал в Мерсеровском университете, президентом которого был в 1903-1905 гг., с 1909 по 1938 гг. преподавателем, а затем профессором педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью-Йорк). В 1918 г. Килпатрик выпустил в свет монографию "Метод проектов", снискавшую широкую известность в США и других странах. На русский язык эта книга была переведена в 1925 г. и тогда же опубликована. Среди других популярных книг Килпатрика "Основы метода" (1925, русск. изд. - 1928) и "Воспитание в условиях меняющейся цивилизации" (соотв. 1926 и 1930 гг.). Килпатрик полагал, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у детей способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем, способности к поиску и исследованию. Учебный процесс по Килпатрику направлен не столько на усвоение и запоминание материала, сколько на ориентирование в конкретных жизненных ситуациях. Школа, по его мнению, призвана готовить учеников не к конкуренции на рынке труда, а к осмысленному участию в совершенствовании условий жизни. Воспитание должно основываться на уважении к личности.

В работах В.Х. Килпатрика, Э. Коллингса метод проектов получил детальную разработку.

В. Килпатрик так определил программу школы, работающей по методу проекта: программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов".

Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основываться на актуальных интересах. Отсюда делается вывод, что ни государство, ни учитель не может заранее вырабатывать школьную программу. Она создается детьми совместно с учителем в процессе обучения и черпается, прежде всего, из окружающей действительности. При таком построении учебного процесса учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их с помощью инстинктов а также тех знаний, которые нужны для достижения данной практической цели (например, учащиеся должны были выполнить проект "Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур").

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Характеристика игровой деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте
Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин указывал на развивающее значение ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению), в то же время не усматривая игры в предметных действиях ...

Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики
Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, ...

Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru