Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 1

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию.

В социальной психологии при изучении малой группы место человека в системе психологических отношений с дру­гими людьми рассматривается на уровнях социальных ста­тусов, ролевого поведения и жизненных позиций личности — исходных элементов социального опыта, которые в опреде­ленной мере отражают социально-психологическую характе­ристику личности в группе. Для изучения организованного коллектива в этой характеристике необходима и другая точ­ка отсчета, которая бы не только определяла место лично­сти в организационной структуре, но показала, как эта лич­ность непрерывно персонифицирует на себя организован­ность и осуществляет необходимые для сохранения органи­зации действия. Понятия микросоциологического уровня объ­яснений этой персонификации не дают.

Термин «включенность личности в организацию» сходен с рядом социально-психологических понятий, отражающих положение личности в коллективе, поэтому необходимо их соответствующее разведение. Так, ролевая концепция лич­ности, характеризующая роли как «предписанные . соци­альной организацией права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения», сосредоточивает внимание на «объективной стороне деятельности и поведе­нии личности .», когда «творческое начало в этой деятель­ности сводится исключительно к активности приспособления, адаптации». Включенность же пред­полагает успешное выполнение своей роли в группе, прояв­ление большей инициативы, чем та, которая ожидается от личности.

Социально-психологическое понятие «статус личности» также не может в полной мере дать объяснение организа­ционных отношений и взаимодействия человека в организа­ционной социальной общности, поскольку социометрический статус отражает только положение члена группы в системе межличностных отношений, определяемое числом предпоч­тений, отданных остальными членами группы по деловому и эмоциональному критерию, тогда как организованность коллектива в основном характеризуется отношениями нор­мативными — системой ответственных отношений и взаимо­действия во взаимозависимой деятельности.

Наиболее близким понятием, составляющим социально-психологическую характеристику личности, является «пози­ция личности» — «отношение человека к системе норм, пра­вил, шаблонов поведения .». Конечно, пози­ция личности в определенных аспектах характеризует ее ак­тивность в организационной системе. Но вместе с тем орга­низационные отношения и взаимодействие членов коллекти­ва, находясь в постоянном видоизменении, как раз предпо­лагают отход от шаблонов, направленных на сохранение и поддержание организации (или, наоборот, на внедрение дез­организации).

Включенность следует понимать как адекватное или не­адекватное участие личности в жизнедеятельности коллек­тива, в реализации его целей. В случае адекватного участия у учащегося проявляются инициатива, активность, стремле­ние внести как можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В случае же неадекватного участия проявляет­ся либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам покажу, вы меня еще узнаете .»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Классификация врождённых пороков развития лица, при которых нарушается речь
Причинами возникновения нарушений речи могут быть врождённые пороки развития лица: 1) расщелина верхней губы – (заячья губа) щель в мягких тканях верхней губы. 2) расщелина нёба – (волчья пасть) расщелина в мягком и твёрдом нёбе. 3) двойная губа – складка слизистой оболочки, располагающаяся паралле ...

Развитие системы начального общего образования в Германии
Акт о начальном образовании Германского рейха от 1920 года, основанный на статье 146 Конституции Веймарской республики, учредил начальную школу как образовательный институт для всех детей в Германии. До 1920 года наряду с начальной школой существовали отдельные образовательные институты для подгото ...

Программа семейного воспитания детей раннего возраста
Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа предназначена для родителей. Цель программы – помочь родителям ориентироваться в разнообразных проявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию об особенностях его ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru