Включенность личности в коллектив

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Включенность личности в коллектив

Страница 2

Включенность как участие в делах коллектива опреде­ляет и линию поведения учащегося: он высказывает свое мнение, делает критические замечания товарищам, побуж­дает сверстников к выполнению обязанностей, участвует в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п. При этом оказывается, что линия поведения во многих ситуациях как раз и характери­зует его включенность.

Включенность — это не просто принадлежность челове­ка к коллективу. Это и самодеятельность его в нем. Это не только накопление возможно большего числа актов поло­жительного поведения в коллективе, а такое состояние, при котором член коллектива всеобщий принцип коллективизма применяет в конкретных делах. Он делает больше, чем от него ожидают.

Необходимость вырабатывать внутренние условия это­го общего нравственного принципа для того, чтобы раскры­вать простор для самодеятельности и инициативы учащихся хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Так, В. А. Сухомлинский, формируя социальную ориенти­ровку у детей Павлышской школы, придавал огромное зна­чение осмыслению и переосмыслению нравственных ценно­стей с целью воспитания. Он писал, что она заключается в том, чтобы человек, стремясь к творчеству во имя полноты своей « .духовной жизни, выражал это стремление в своей деятельности, в поступках, в поведении, во взаимоотношени­ях с людьми, в жизненных конфликтах. А где источник это­го стремления? Он в том переживании радости творчества для людей, которое рождает труд, одухотворенный возвы­шенной идеей. Исключительно важно, чтобы человек в годы отрочества и юности каждый день, образно говоря, черпал все новые и новые силы в этом источнике. Если этот источ­ник есть, наш воспитанник — не пассивный объект воспита­ния, а активный борец .». В. А. Сухомлинский приводит ряд примеров, подтверждающих это. В школе учился один из «равнодушных» подростков. Но вот коллектив заметил, что он любит маленьких детей: играет с ними, мастерит для них игрушки и т. п. Ему помогли устроить площадку для игр с малышами, посадили сад и назвали его хорошим сло­вом «Радость», и усилия подростка стали действительно при­носить ему радость творческого труда .

Рассмотрим более подробно вопрос о включенности лич­ности в рамках организационных свойств коллектива. Такое рассмотрение важно, потому что включенность, будучи ре­зультатом хорошей организации коллектива, в то же время сама представляет собой аспект организации. Под вклю­ченностью личности мы будем понимать не только полное принятие индивидуумом целей, мотивов и ценностей органи­зации, но и проявление таких его личностных черт, которые способствуют укреплению коллектива как организованной системы.

В психологии интенсивно исследуются проблемы эффек­тивности коллектива, т. е. такой его активности, при кото­рой учитываются не только затраты «совокупных сил» чле­нов коллектива, но и «усиление» группы (К. Левин), коллектива (А. В. Петровский с сотрудниками) как социальной ор­ганизации.

Полная включенность в организацию должна совмещать в себе, во-первых, собственную активность личности, во-вто­рых, пристрастность к активности других членов, в-третьих, знание и предвидение активности всех членов организации, что является основой проявления активности и самого инди­вида. Иными словами, личность при полной включенности ее в организацию можно рассматривать как модель организа­ции в целом, как один из показателей качества внутренних групповых социально-психологичских процессов, как показа­тель уровня развития группы вообще.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Работа классного руководителя с родителями учащихся
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родит ...

Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»: а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к фо ...

Диагностика общей и мелкой моторики детей 3-х летнего возраста
Задание 1. Ходьба по лестнице. Задание 2. Прыжки на месте. и с чередованием ног) Задание 3. Бросание и ловля мяча. Задание 4. Диагностика мелкой моторики. Физические упражнения. Уровень развития Ходьба по лестнице Прыжки на месте Бросание и ловля мяча На основе проведенных опытов и обследования бол ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru