Если цитата из художественного произведения кажется вам недостаточно "педагогической", продолжает Е.В. Зачесова обратимся к книге проф.Е.Г. Сатарова "Метод проектов в труде". "Возьмем для примера опыт построения комплекса "Пути сообщения". Обычно в этом случае рекомендуются "практические" работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсия и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т.д. Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме - проекту улучшения дорог в нашем районе.
Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а, следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества" .
C позиций сегодняшнего дня мы можем оценить как благую цель, так и неподходящее воплощение, т.е. практически все, как в крылатой фразе В.С. Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:
не было учителей, способных работать с проектами;
не было разработанной методики проектной деятельности;
чрезмерное увлечение "Методом проектов" шло в ущерб другим методам обучения;
"метод проектов" неграмотно соединили с идеей "комплексных программ";
отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
Примерно так же складывалась судьба метода проектов и в дошкольном образовании нашей страны. В 1932 г. был разработан и издан проект программы.
Проект состоял из двух частей: первая - включала материал для работы с детьми, распределенный по видам деятельности, вторая - тот же материал распределяла по "организующим моментам", являвшимся разновидностью метода проектов. "Организующие моменты" стали основой для планирования работы воспитателей. М.Ф. Шабаева, характеризуя эту программу отмечает, что для каждой возрастной группы было предусмотрено на год 16 "организующих моментов", например: участие в революционных праздниках, организация уголка книги и т.д. Это была попытка проведения комплексной воспитательной работы, подчиненной решению той или иной работы, подчиненной решению той или иной жизненной задачи в определенный период времени. Но "организующие моменты", как и комплекс в школе, не обеспечивали всестороннего развития детей, а также систематической повседневной работы воспитателя с детьми. В соответствии с "организующими моментами" детям давались знания только в связи с их практическими делами.
Н.К. Крупская, выступая на дошкольной секции ГУСа говорила: "В свое время, "организующий момент" имел большое значение, потому, что работа детсада по традиции была очень бессодержательна. Мне кажется, что впервые был поднят вопрос об "организующем моменте" для того, чтобы детям давать более углубленное представление, может быть, не начинять их политикой до конца, но сблизить с тем, чем живет страна". Она видела отрицательные стороны этой практики в том, что "запас знаний, который дается ребятам… не закрепляется. Ребенку надо насчет животных, растений и людей приобрести целый ряд знаний, а тут ему даются лозунги, причем почти одно и тоже дается каждый год.
В 1934 г. была принята новая программа детского сада и, хотя к этому времени метод проектов был уже осужден решениями ЦК ВКП (б), воспитательную работу рекомендовалось планировать по темам, которые по существу представляли собой те же "организующие моменты" и отражали идею комплексности.
Окончательный "приговор" методу проектов, как одной из идей педологии, был вынесен постановлением ЦК ВКП (б) 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпросов".
Н.К. Крупская отмечала, что "дошкольное воспитание было той областью, где педология пустила особо глубокие корни и где особенно остро сказался отрыв от коренных и жизненных задач воспитания подрастающего поколения".
Постановление ЦК ВКП (б)"О педологических извращениях…", подвергнув серьезной критике ошибки в теории дошкольного воспитания и в практике работы детских садов, восстанавливало в правах педагогику как науку и педагогов как воспитателей. Перед нами была поставлена задача руководить развитием детей в соответствии с целями коммунистического воспитания. Ответственность за результаты работы дошкольных учреждений в области коммунистического воспитания возлагалась на руководителей. Должное место в практике дошкольной работы заняло физическое воспитание детей, оно стало рассматриваться как одна из важнейших сторон коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
Другое о образовании:
Полоролевые различия в нравственном развитии
Дети непохожи друг на друга. И наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Известно, что половые различия важны для процесса развития личности. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агресс ...
Организация совместной деятельности родителей и детей
Одна из главных задач педагогов - это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний творче ...
Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном
образовательном учреждении
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов д ...