Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.
Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.
В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
— совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
— действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
— действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
— выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
— соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
— наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств, для последующего более точного изображения на уроках рисования;
— использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и др.).
Задачами обучения изобразительной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
— формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
— развитие интереса к деятельности и ее результатам;
— формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
— формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
— обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
— развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
— обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
— совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
— воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Другое о образовании:
Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...
Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1 Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1 . Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3. Состояние фонетико – фонематических функц ...
Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной
речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...