Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Искусство, любое, каждый его вид создает особыми средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует, или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ним.
Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом . После чтения и анализа рассказа А. Гайдара «Совесть» в ходе беседы и рассмотрения различных жизненных ситуаций ученики нашли ответ на вопрос «Откуда берется совесть?»: из нашего знания правил поведения, нравственных законов – ведь если человек не знает их, то он и не понимает, что нарушает какие-то нравственные принципы, значит, и не переживает об этом, т.е. его не мучает совесть. В заключении этого занятия дети пишут мини-сочинение «Если бы не было совести».
Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием решения задач нравственного развития учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения может организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное развитие – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками художественного текста – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по их нравственным правилам .
На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы дети на уроке:
думали над прочитанным;
сопереживали героям;
оценивали их поступки;
осмысливали их проблемы;
соотносили их жизнь со своей жизнью;
старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире.
Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова (см. приложение 4). Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о И. Крылове как о великом баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества. После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя учащихся от сюжетной основы басни к мотивам поступков героев.
Другое о образовании:
Изучение мотивации учения младших школьников в 1классе
Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление ...
Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности
здоровьесберегающей культуры младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека. Задачи эмпирического исследования: - провести диагностику уровня формир ...
Методические рекомендации по обучению прикидке и оценке результатов
вычислений в 5–6 классах
Очевидно, что вычислительная культура является необходимым элементом общеобразовательной подготовки учащихся прежде всего силу своей практической значимости. Умение предвидеть результат, осуществить его проверку входит в учебно-интеллектуальную группу общеучебных умений, которые создают необходимую ...