Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Новая педагогика » Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Страница 4

Предлагается разделиться на группы для проигрывания литературного произведения. Класс делится на артистов и зрителей. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев произведения, как бы он вели себя в аналогичной жизненной ситуации. Постепенно подводим учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они сами действуют.

Обсуждение характеров героев. Важно показать, то при проигрывании произведения необходимо подтверждать характер героев, как словами, так и действиями. Результат такой работы – школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать героев произведения и свои.

Зрители выбирают лучшую команду, которая наиболее удачно показывала характер героев литературного произведения.

Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.

В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.

Таким образом, процесс нравственного воспитания на уроках литературного чтения имеет свои специфические особенности. Они заключаются в подборе методов, средств и форм нравственного воспитания. Все это необходимо учитывать учителю при организации уроков литературного чтения.

Данное исследование проводилось на базе школы №5, в 4 классе. В классе 18 человек.

Чтобы установить уровень нравственной воспитанности школьника, надо выяснить степень понимания им тех нравственных норм, которые определяют то или иное нравственное качество личности.

Среди учащихся были проведены 3 методики:

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Методика «Справедливость».

Методика «Что мы ценим в людях»

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости).

Ход выполнения. Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:

Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.

Зла, сделанного тебе другими.

Доброго дела, свидетелем которого ты был.

Совершенно кем-то бесчестного поступка.

Справедливого поступка твоего знакомого.

Безвольного поступка известного тебе человека.

Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах. Оценка: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 20 % (7 чел.) детей показали низкий уровень сформированности понятий о нравственных качеств, 35 % (5 чел.) средний уровень и 45 % (6 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.1.)

Рисунок 2.1. Диаграмма результатов исследования нравственных представлений учащихся (методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»)

Большинство учащихся имеют нечеткие представления о нравственных качествах.

Методика «Справедливость».

Цель: выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость».

Ход выполнения. Детям вслух читается рассказ «Чашка»: «В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каемочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стерлась, и краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки, но она все равно кому-нибудь доставалась.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Технические требования к модели коммуникативного класса
Для работы с виртуальным классом обучаемым и преподавателю необходим перечисленный ниже набор программных модулей и технических средств. Работа с системой как для обучаемого, так и для преподавателя осуществляется с помощью браузера (Internet Explorer, Mozilla FireFox). Одним из преимуществ виртуал ...

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позиц
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире. Техническое творчество позволяет не только отражат ...

Содержание понятия «здоровьесберегающая культура»
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения. На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось однозначного толкования сущност ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru