Предлагается разделиться на группы для проигрывания литературного произведения. Класс делится на артистов и зрителей. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев произведения, как бы он вели себя в аналогичной жизненной ситуации. Постепенно подводим учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они сами действуют.
Обсуждение характеров героев. Важно показать, то при проигрывании произведения необходимо подтверждать характер героев, как словами, так и действиями. Результат такой работы – школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать героев произведения и свои.
Зрители выбирают лучшую команду, которая наиболее удачно показывала характер героев литературного произведения.
Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.
В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.
Таким образом, процесс нравственного воспитания на уроках литературного чтения имеет свои специфические особенности. Они заключаются в подборе методов, средств и форм нравственного воспитания. Все это необходимо учитывать учителю при организации уроков литературного чтения.
Данное исследование проводилось на базе школы №5, в 4 классе. В классе 18 человек.
Чтобы установить уровень нравственной воспитанности школьника, надо выяснить степень понимания им тех нравственных норм, которые определяют то или иное нравственное качество личности.
Среди учащихся были проведены 3 методики:
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Методика «Справедливость».
Методика «Что мы ценим в людях»
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости).
Ход выполнения. Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:
Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.
Зла, сделанного тебе другими.
Доброго дела, свидетелем которого ты был.
Совершенно кем-то бесчестного поступка.
Справедливого поступка твоего знакомого.
Безвольного поступка известного тебе человека.
Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.
Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах. Оценка: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.
Результаты проведенного исследования таковы: в классе 20 % (7 чел.) детей показали низкий уровень сформированности понятий о нравственных качеств, 35 % (5 чел.) средний уровень и 45 % (6 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.1.)
Рисунок 2.1. Диаграмма результатов исследования нравственных представлений учащихся (методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»)
Большинство учащихся имеют нечеткие представления о нравственных качествах.
Методика «Справедливость».
Цель: выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость».
Ход выполнения. Детям вслух читается рассказ «Чашка»: «В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каемочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стерлась, и краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки, но она все равно кому-нибудь доставалась.
Другое о образовании:
Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах
общеобразовательной школы
Процесс совершенствования математических знаний, способствующий развитию школьника, должен осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время. Поскольку целенаправленная внеклассная работа способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, воспитывает интерес к ...
Использование метода проектов в современной школе и
дошкольных учреждениях
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Е.С. Полат отмечает, что родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается преж ...
Понятие и сущность нравственного развития и воспитания
Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми - все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Моральное становление человека представляет соб ...