- Хоть бы она скорей разбилась, противная чашка, - ворчали ребята.
Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка?
Нет она не раскололась, не потерялась. Лена взяла ее себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.
- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята. И с тех пор дежурные пили из старой чашки. Ее так и называли «наша дежурная чашка».
После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:
Как одним словом можно назвать поступок Лены?
Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит о поступке Лены. (На карточках написаны слова «вежливо», «смело», «справедливо», «скромно»).
О каком еще справедливом поступке ты можешь рассказать?
Результаты проведенного исследования таковы: в классе 14 % (3 чел.) детей показали низкий уровень, 50 % (9 чел.) средний уровень и 33 % (6 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.2.).
Рисунок 2.2. Диаграмма результатов выяснения правильности понимания учениками категории «справедливость»
На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: у восьми учеников частично сформировано понятие «справедливость». Четверо учащихся (мальчики) не совсем точно отвечали на вопросы. А девочки смогли рассказать о каком-либо справедливом поступке и обосновать данный поступок.
Методика «Что мы ценим в людях».
Цель: изучить ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся.
Ход выполнения. Наиболее благоприятное время проведения работы – классный час. Тематика его может быть разнообразной.
Обращение-инструкция: «Задание, к выполнению которого ты сейчас приступишь, поможет нашей общей работе.
Необходимо проявить серьезность, сосредоточенность и объективность. Из числа ребят, которых ты хорошо знаешь, выбери двоих; одного – настоящего друга, а другого – человека с отрицательными чертами. Укажи те качества в них. Которые тебе нравятся или не нравятся, и приведи три поступка того и другого, которые эти качества характеризуют».
Обработка полученных данных. Анализ результатов позволяет составить не только картину декларируемых ценностей личности, но и типов реальных поступков. Их достоверность основывается на указании совершенно определенных действий, а не на обобщенных характеристиках.
Результаты проведенного исследования таковы: в классе 50 % (9 чел.) детей показали низкий уровень, 30 % (5 чел.) средний уровень и 20 % (4 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.3.).
20 % учащихся сумели назвать положительные качества (помогает товарищу, добрый, никогда не списывает, никого не обманывает (самостоятельность и честность)); отрицательные: обманывает, сваливает вину на других, обижает, не выполняет поручения.
Рисунок 2.3. Диаграмма результатов ценностных ориентаций учащихся (методика «Что мы ценим в людях»)
30 % учащихся – называют по одному положительному и отрицательному качеству.
50 % учащихся – либо совсем не назвали, либо одно качество (лень)
Вывод: у большинства учащихся не сформированы ценностные ориентации.
В этом плане учителям, родителям есть, над чем думать.
Другое о образовании:
Влияние занятий подвижными играми на физическую
В эксперименте участвовало 20 детей, учащихся 3-4 классов. Из них 5 девочек и 5 мальчиков в контрольной группе; 7 девочек и 3 мальчика в экспериментальной группе. На основе анализа медицинских карт была составлена характеристика участников эксперимента. В таблице 1 представлены данные физического р ...
Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному
самоопределению
Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 8 – 11 классов, следует отметить существование определенных критериев и их характеристик сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев сформированности готовности к про ...
Возможности применения социометрии в группе дошкольников
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих не ...