Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека.
Задачи эмпирического исследования:
- провести диагностику уровня формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников, осуществить анализ и интерпретацию полученных данных;
- апробировать комплекс педагогических условий для формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;
- проверить эффективность формирующего эксперимента.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) с 01 ноября 2013 по 16 декабря 2013 года.
Этапы проведения исследования:
- констатирующий этап, направленный на выявление уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников;
- формирующий этап, целью которого является апробирование педагогических условий для формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;
- контрольный этап, направленный на повторную диагностику выявления уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников.
Для выявления уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников был проведен анализ работ учащихся по следующим критериям:
- мотивационно-ценностный;
- когнитивный;
- поведенческий.
Для изучения сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников использовали следующие методики: наблюдение за детьми, методика «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Горелов А.В.), тест-опросник Гридневой О.И., количественный и качественный анализ полученных данных исследования.
Методика Горелова А.В. «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» .
Цель - определение уровня сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников через понимание ценности здоровья и здорового образа жизни.
Учащиеся должны внимательно прочитать задание и ответить на поставленные вопросы.
На основании полученных результатов нами были выделены три уровня сформированности здоровьесберегающей культуры у учащихся третьих классов:
65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень здоровьесберегающей культуры. Младший школьник отвечает на поставленные вопросы уверенно, полно и четко. Также он осознает ценность здоровья и имеет представление о системности здорового образа жизни.
46-64 балла: средний уровень сформированности здоровьесберегающей культуры. Младший школьник отвечает на поставленные вопросы неуверенно, не полно, его представления о здоровом образе жизни ограничены, есть осознание ценности здоровья.
21-45 баллов: низкий уровень сформированности здоровьесберегающей культуры — младший школьник определяет здоровье как противоположное болезни состояние, не может объяснить или привести пример заботы человека о своем здоровье.
В результате исследования были получены следующие результаты (см.Таблицу 2)
Таблица 2.
Результаты проявления мотивационно-ценностного критерия
на констатирующем этапе эксперимента
Классы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% |
Количество учеников |
% | |
Экспериментальный 3 «Б» класс |
2 |
8 |
16 |
64 |
7 |
28 |
Контрольный 3 «В» класс |
3 |
13,05 |
15 |
65,22 |
5 |
21,73 |
Мы изучали уровень сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников с помощью методики «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни».
Другое о образовании:
Ценности современной молодежи
Ценностные ориентации рассматриваются как смыслообразующая основа человеческой жизни, обозначающаю для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т.е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. В процессе трансфор ...
Вариативный подход в обучении химии
Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный мат ...
Критика реализации аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Одно из направлений анализа задается вопросом: « На сколько точно и полно реализован аксиоматический подход. Основанием для анализа здесь является сравнение логики построения учебного текста с идеальной моделью. Идеальная модель описана в параграфе 1.3. Рассмотрим логику построения учебного курса. ...