Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Новая педагогика » Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных стратегических задач страны. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения. Развитие и состояние здоровья детей младшего школьного возраста неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процесса обучения и воспитания, а также теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей, важнейшими являются условия внутришкольной среды.

Последние годы стали периодом активного внедрения здоровьесберегающих технологий, разработки авторских программ по разным аспектам формирования потребностей в здоровом образе жизни. Однако отсутствие разработанной педагогической системы формирования здоровьесберегающей культуры и технологии ее реализации в общеобразовательной школе, а также комплексного педагогического сопровождения данного процесса существенно затрудняет решение задачи сохранности и укрепления здоровья детей.

Таким образом, актуальность исследования определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества в течение их учебной деятельности; необходимостью разработки и внедрения целостной системы формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.

Вопросы формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников рассмотрены в многочисленных работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой.

Анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на глубокие исследования и серьезные научные достижения, проблема педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры остается недостаточно разработанной. Авторы по-разному оценивают роль педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры, имеются разночтения в понимании сущности и структуры педагогического сопровождения. Работы данной тематики отражают, в основном, теоретические проблемы, либо раскрывают особенности организации отдельных типов сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры. В них не представлена целостная система, включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные цели, содержание и конкретные методы и формы, направления деятельности, имеющая важное значение для обеспечения комплексного педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры.

Проблема исследования: какие педагогические условия могут быть эффективными в процессе педагогического сопровождения формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.

Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников».

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников здоровьесберегающей культуры.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективное педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия « здоровьесберегающая культура».

2. Обосновать особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.

3. Уточнить сущность педагогического сопровождения процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.

4. Выявить педагогические условия эффективного формирования у младших школьников здоровьесберегающей культуры.

5. Экспериментально проверить валидность выделенных педагогических условий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагогическое сопровождение при формировании у младших школьников здоровьесберегающей культуры будет эффективным, в процессе реализации следующих педагогических условий:

- использование в урочной и внеурочной деятельности потенциала различных социумов (семьи, полиции, молодежных организаций, домов творчества, спортивных клубов), влияющих на увеличение социальных контактов и успешность формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников;

- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию стремления к ведению здоровьесберегающей культуры;

- создание условий для формирования здоровьесберегающей культуры у детей (проведение мероприятий, используя различные формы и методы).

Методы исследования:

- анализ научной, психолого-педагогической литературы;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

- диагностические методы — наблюдение, анкетирование, тест-опросник, количественный и качественный анализ полученных в исследовании фактических данных.

Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом подтверждении педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования обоснованных и апробированных экспериментальных выводов и рекомендаций для формирования здоровьесберегающей культуры.

Работа состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая — эмпирический характер.

Другое о образовании:

Модели и технологии дистанционного образования
Исторически дистанционное образование (ДО) прошло через следующие этапы: а) Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типичным примером является заочное обучение – обучение по переписке. б) Интегрирование различных технологий, упо ...

Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования
Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Законе РФ «Об образовании» отражены некоторые особенности регулирования дошкольног ...

Диагностика воспитанности, как условие эффективности воспитательного процесса
Воспитание – процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочета ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru