Воспитательная: формирование целостности научной картины мира на основе межпредметных связей.
Развивающая: развитие логического мышления при анализе эксперимента.
План.
Организационный момент.
Актуализация старых знаний.
Изучение нового материала.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
В начале урока звучит музыка.
У: Сегодня на уроке мы снова занимаемся изучением звуковых колебаний. Что мы узнали о звуке?
2. Актуализация старых знаний.
Д: Звук – это упругая волна, способная вызывать у человека слуховые ощущения. Источником звука является любое колеблющееся тело. Звук имеет следующие характеристики: частота, тембр, гармоники, громкость, интенсивность.
Частота – это количество колебаний, совершённых в единицу времени.
Тембр – это музыкальная окраска звука, зависящая от числа гармоник.
Гармоники – это колебания, частота которых кратна основной частоте колебаний.
Интенсивность – это энергия звуковой волны, прошедшей за единицу времени через единицу площади некоторой поверхности, перпендикулярной направлению распространения волны.
Также звук может резонировать.
Резонанс – это явление резкого возрастания амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы и собственной частоты колебаний тела.
3. Изучение нового материала.
У: Правильно. Сегодня мы узнаем ещё немного о звуке. Начнём с определения источника звука. Повторите его.
Д: Источником звука является любое колеблющееся тело.
У: Хорошо. Тогда проведём эксперимент. Перед вами линейка, зажатая в тисках. Возбуждаем колебания, вы их слышите?
Д: Нет.
У: А теперь перед вами математический маятник. Возбуждаем колебания маятника. Сейчас вы слышите колебания?
Д: Нет. Значит не каждое колеблющееся тело является источником звука.
У: Но почему?
Д: Наверное, колебания очень тихие, нужен резонатор для увеличения амплитуды колебаний.
У: Здесь дело не в амплитуде колебаний. Давайте рассчитаем амплитуду колебаний математического маятника. Что для этого надо сделать?
Д: Надо засечь по часам, сколько времени затрачивает маятник, чтобы совершить одно полное колебание, это будет период колебаний, а затем найти частоту по формуле
n=1/T
У: А можно воспользоваться формулой для частоты математического маятника
![]() |
n=1/2pÖl/g
где p=3.14, g= 9.8 м/с2 , а l=10 см, в нашем случае. Тогда получаем n=1.6 Гц. Почему же мы не слышим колебания с такой малой частотой. Дело в том, что человеческое ухо может воспринимать только звуки с частотами от 16 до 20000 Гц. Этот диапазон называется диапазоном слуховых частот. А теперь давайте уточним определение источника звука: источником звука является любое колеблющееся тело с частотой из диапазона слуховых частот. Откройте свои учебники на странице 62, где представлена шкала частот, слышимых человеком и различными животными. Как вы видите, наиболее широким диапазоном слышимых частот обладает дельфин от 40 до 200000 Гц. Но это не всё. Прежде всего, у каждого человека свой диапазон воспринимаемых частот. В большинстве случаев диапазон включает частоты от 20 до 16000 Гц, остальные частоты доставляют человеку ощущение дискомфорта, а иногда и болевые ощущения. Так, например, установлено, что звуки высокой частоты приводят к утомлению организма, а длительное воздействие таких звуков может привести к ухудшению слуха. Дело в том, что воздействие на барабанную перепонку складывается из частоты колебаний, громкости и интенсивности звука. Интенсивность звука возрастает при увеличении частоты колебаний, а это влияет на восприимчивость барабанной перепонки. При длительном воздействии звуков высокой частоты, барабанная перепонка становится менее гибкой и поэтому неспособна воспринимать тихие звуки.
Другое о образовании:
Система работы по развитию театрализованных игр с перчаточными
куклами у детей 6 года жизни
На основе данных, полученных на констатирующем этапе, был составлен проект "Театр бибабо и дети" Задачи проекта: Создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности. Создать условия для совместной театрализованной деятельн ...
Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов
вычислений в 5- 6 классах
Фрагмент урока №1 Класс
: шестой Тема
: «Умножение положительных и отрицательных чисел» Тип урока
: закрепление нового материала Цель фрагмента
: на основе правил сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел без вычислений, путем рассуждений (экономя тем самым время), выполнять задания ...
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60 – Х годах М.В. Ипполитовой и Л.А. Даниловой. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, тактильного, слухового восприятия в игровой деятельности, по формированию време ...