Д: Наверное звук, дойдя до доски ударился в неё, а затем отрикошетил к нам.
У: Совершено верно. Такое явление называется отражением. Итак, вы слышали музыку благодаря тому, что звук способен отражаться от препятствий. Даже когда я играю, стоя к вам лицом, вы слышите не одну звуковую волну, а несколько, (снова звучит музыка)
Сейчас вы слышали звуки не только идущие от скрипки, но и звуки, отражённые от потолка, пола, стен нашего кабинета, и даже от вас.
Д: А разве звук и от нас тоже отражается?
У: Да, но очень плохо. Вспомните, вы были на больших праздниках, среди толпы народа?
Д: Да, конечно были. Приходится очень громко говорить, чтобы тебя услышали.
У: А почему так происходит, никогда не задумывались?
Д: Нет.
У: Такое происходит потому, что человек, благодаря упругости своего организма очень хорошо поглощает звуковые колебания, поэтому на концертах используют аппаратуру для усиления звука.
Д: А как усиливали звук раньше, когда не было усилителей и динамиков?
У: Дело в том, что раньше залы были меньших размеров, и зрителей собиралось не так много, но были и исключения. Таким исключением является оперный театр в Италии – Ласкала. Он вмещает несколько тысяч человек, притом певцы и музыканты, выступающие в нём, не прибегают к современной технике и дополнительному усилению звука.
Д: Почему, разве зрители их слышат?
У: Слышат, и даже очень хорошо, это лучший оперный театр в мире, до сих пор архитекторы не могут создать подобного шедевра. Дело в том, что при постройке этого театра учитывалось способность звука отражаться. Поэтому постройка велась с учётом того, чтобы в каждой точке зала можно было одинаково хорошо слышать музыку.
Д: Да ведь это требует огромных усилий и множество расчётов.
У: Совершенно верно. При построении любого концертного зала проводят массу расчётов, учитывая размеры зала, материал обшивки стен, кресел, количество зрителей.
Д: А причём тут материал обшивки кресел и стен?
У: Притом, что отражение звука зависит от характеристик вещества, например его плотности.
Д: А, понятно. Т.е. всё зависит от упругости материала, более упругий материал лучше отражает звук.
У: Совершенно верно. Как тебе пришла в голову такая мысль?
Д: Да в боевиках постоянно вместо глушителя используют подушку.
У: Да, очень интересный пример. Действительно, мягкие, вещи, обладающие слабой упругостью хорошо поглощают звук. Вспомните свой дом. Лето на дворе, и вы как всегда белите стены. Сняли со стен ковры, убрали паласы, вынесли мягкую мебель.
Д: комната большая, даже эхо есть немного.
У: Слышно эхо? А что такое эхо?
Д: Ну то когда говоришь слово и через некоторое время слышишь его.
У: Т.е. эхо – это звук, отраженный от препятствия и вернувшийся к источнику звука.
Д: Значит, эхо возникает благодаря отражению звука? Здорово. А когда люди кричат в лесу, звук от чего отражается, от деревьев что ли?
У: Совершенно верно, в горах от самих гор, в колодце от воды и стенок колодца, в лесу от деревьев. Отражение звука часто применяется человеком в промышленности, судостроении, мореходстве. Самое распространенное применение отражения звука – это эхолокация. Корабль, идущий по морю посылает звуковой сигнал вглубь моря и улавливает его отражение. Учитывая скорость звука и время, за которое он вернулся, определяет глубину моря. Таким же способом находят подводные скалы, затонувшие суда и т.п.
Подведение итогов.
У: Итак, наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали о звуке.
Д: Мы узнали, что звук способен отражаться от препятствий, чем более упругий материал, ем сильнее он отражает звук, благодаря отражению звука мы можем слышать эхо. На способности звука отражаться от препятствий основана эхолокация.
Другое о образовании:
Психологическое сопровождение
профориентации
Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации. Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы: 1. Наблюдение. Оно може ...
Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш ...
Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в
учебной деятельности
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и ...