Инструкция:
перед ребенком выкладывается 9 кубиков со словами:
– 'Ты любишь играть в кубики?».
– «Посмотри на мои, они необычно раскрашены: есть стороны полностью белые, есть стороны полностью красные, а есть стороны, окрашенные в два цвета, на 2 треугольника. Кубики все одинаковые, но если их по-разному поворачивать и складывать друг с другом, то можно получать из них различные узоры (показать варианты узоров). Возьми сколько тебе надо для работы кубиков и выложи узор как на картинке».
Затем ребенку показываем чертежи в возрастающей сложности и предлагаем сложить узоры, фиксируя процесс выполнения задания. В протокол заносим описания испытываемых затруднений, а также способы, с помощью которых ребенок пытается их преодолеть. Обращается внимание на то, сколько кубиков ребенок берет для работы, откуда берет кубики для выполнения следующего задания.
Виды помощи:
Оказание помощи строится не по строго зафиксированным этапам, а гибко. Вначале в качестве условий преодоления затруднений используются стимулирующие и эмоционально-регулирующие виды помощи, затем делается попытка преодолеть затруднения ребенка посредством оказания направляющей и организующей помощи. При отсутствии эффекта следует переходить к более содержательной обучающей помощи.
Существует определенная тактика оказания содержательной помощи, которая заключается в снижении конструктивной сложности образца. Выделяется два уровня снижения конструктивной сложности:
1. Грубое членение образца – предъявление вместо целого узора его половины. Необходимость преобразования сохраняется, облегчается уменьшением количества конструктивных единиц.
2. Подробное членение образца – применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер деталей изображения, обведение контура и частей фигуры указкой, что позволяет наметить детали изображения, разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно, использование действий наложения деталей на образец или трафарет, с последующим выкладыванием фигур без опоры на образец, рядом с ним, анализ направлений углов фигур, предложенных для конструирования, выкладка экспериментатором 1–2-х частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым.
Оценка результатов:
а) Самостоятельно выполненные узоры оцениваются в один балл.
б) При оказании направляющей и организующей помощи и дальнейшем самостоятельном выполнении задания – 0,5 балла.
в) При оказании обучающей помощи, грубом и подробном членения образаа – 0, 25 балла.
Норма выполнения:
Дети пятилетнего возраста выполняют задания с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения, но допустимо и примеривание. С шести лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении. Дети с семи лет действуют на основе представлений.
3.
Тест Равена.
Тест матриц Дж. Равена предназначен для диагностики уровня развития детей 5 – 11 летнего возраста с любым языковым и социокультурным фоном. Он построен на красочном невербальном материале, хорошо структурирован по сложности заданий и благодаря этому занимает исключительное место среди подобных методик. Тест может использоваться для работы с детьми как без нарушений и так и с нарушениями речи, слуха, функций восприятия и понимания. Привлекательность и хорошая результативность в выполнении тестовых заданий стимулирует у детей интерес к работе по более сложным невербальным и вербальным методикам. Тест может использоваться и для старших возрастов, перекрываясь, таким образом, со взрослым тестом Равена. Методика использования двух разновозрастных тестов Равена может помочь выявить отставание или опережение в развитии.
Другое о образовании:
Содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей
подготовительной к школе группе
Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: реализовать содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента для реализации поставленной цели нами был ...
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умени ...
Воспитательные традиции христианских народов
Идеал педагогики — любовь. Вера и благочестие — основание нравственного воспитания детей. Учение Православия поразительно тем, что не содержит в себе никаких воспитательных “методов” или “рецептов”. Оно эти рецепты решительно применяет, причем, в первую очередь — к самому воспитателю. Оно упражняет ...