В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что «нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования на всех уровнях должно быть обязанностью государства». Однако образование не является монополией государства. Наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, контролируемыми государством, имеются частные заведения, взимающие плату за обучение и обычно находящиеся в ведении частных или религиозных организаций. Для обеспечения стандартов обучения Министерство образования определяет содержание учебных курсов для всех студентов, желающих получить официальные дипломы независимо от того, где они проходят обучение. Наличие университетского диплома имеет значение для карьеры почти во всех профессиях. Даже работникам физического труда для получения работы желательно иметь документ о полном или незаконченном профессиональном образовании.
Система образования Франции, заложенная реформами Наполеона I в 1806 и 1808, возглавляется министром народного образования. Ему оказывают помощь директора управлений начального и среднего образования и несколько комитетов, состоящих из преподавателей и чиновников. Территория Франции поделена на 27 академий – учебных округов, каждый из которых обслуживает несколько департаментов. Во главе академий стоят ректоры, подчиняющиеся министру образования. Ректору подчинены инспекторы академий – высшие чиновники школьного ведомства в каждом департаменте, которые руководят на местах всеми делами начального и среднего образования.
Под влиянием студенческих волнений 1968, когда выдвигалось требование большей децентрализации системы высшего образования, было создано Министерство по делам университетов. Университеты претерпели радикальную реорганизацию: вместо прежнего объединения факультетов появились автономные многоотраслевые центры, состоящие из департаментов. Они управляются администрацией и представителями преподавателей и студентов, которые совместно определяют учебные и исследовательские направления и избирают деканов и президентов университетов. Большинство таких университетов было разделено на два-три самостоятельных университета. Крупнейший из них – Парижский университет – состоит из 13 университетов; три университета из их числа были образованы на базе Сорбонны.
В 1998 во Франции функционировали 77 государственных и 5 частных университетов. В 1966 при традиционных университетах было создано несколько специализированных технических институтов. В 1998 общее число государственных и частных высших учебных заведений, включая университеты, превысило 450. Особо выделяются специальные вузы (grandes écoles), готовящие высшие административные кадры и специалистов высокой квалификации для промышленности, торговли, здравоохранения, армии, бизнеса, сельского хозяйства. Созданы коллежи университетского профиля (antennes universitaires), дающие специальное образование, в таких городах, как Блуа, Труа, Тарб, Бове и Байонна. В настоящее время примерно половина студентов происходит из низших и средних сословий и рабочей среды. Около 12% студентов – иностранцы из развивающихся стран. В 1991 правительство одобрило «План развития университетов до 2000» – программу, ориентированную на дальнейшее расширение сети университетов.
Другое о образовании:
Осуществление межпредметных связей физики и музыки
при изучении темы «Колебания и волны»
В курсе средней общеобразовательной школы колебания и волны целесообразно не объединять вместе, а изучать в соответствующих разделах – механические колебания и волны при изучении механики, а электромагнитные – при изучении электродинамики. Межпредметные связи физики и музыки удобно осуществлять при ...
Воспитание и самовоспитание
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения до ...
Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования
Роль образования в условиях постиндустриального общества заметно растет. На международном уровне концепция высшего образования находится в центре внимания ЮНЕСКО. О системном кризисе образования на Западе заговорили уже в конце 60-х гг. ХХ в. В России он обострен и связан с кардинальными изменениям ...