Особую значимость в подготовке студентов к применению игровых технологий, имеет конативный компонент, предполагающий готовность выпускника принять игровую позицию, освоить модели поведения, связанные с сокращением дистанции между учителем и школьниками, с активизацией «внутреннего ребенка».
Личностный компонент включает две подструктуры: интраперсональные и интерперсональные качества (субъектность, ответственность, креативность, толерантность, эмпатию, рефлексию). Интраперсональные качества характеризуют отношение студента - будущего учителя к себе, а интерперсональные качества (во многом схожи с интраперсональными) характеризуют отношение студента к другим. Интерперсональные качества предполагают признание субъектности, толератности, креативности, ответственности, рефлексии другого, отношение к другим как к личностям, доверие их духовным и творческим силам. Интерперсональные качества направлены на создание условий для развития у школьников ответственности, креативности, эмпатии, толерантности, рефлексии, критичности мышления.
Остановимся на характеристике основных качеств, включенных в состав личностного компонента игровой компетентности. Почему именно эти качества значимы для развития игровой компетентности. При рассмотрении игровой компетенции для нас важно, что именно субъектность придает компетентности активность, целенаправленность, избирательность, динамичность, гибкость, сочетание профессиональных и личных интересов. Субъектность связана со стремлением студентов к независимости, автономности, с самоуважением, с доверием к себе, с наличием развитого критического мышления. Будущий учитель признает за собой, за своими учениками и коллегами право на независимость собственных личностных ценностей, убеждений, их свободное формирование и выражение и активно стремится к этому. Важнейшей характеристикой субъектности выступает активность, причем масштаб и вектор субъектной активности не предопределены внешними обстоятельствами, а регулируются самим субъектом.
Субъектность (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) выступает как осознание и принятие будущим учителем положения о том, что только он сам является основным организатором собственной профессиональной деятельности. Выпускник воспринимает себя полноценным соавтором, коллегой педагогического процесса. Такая позиция позволяет начинающему учителю приобрести необходимую независимость при формировании индивидуально-личностной и профессиональной оценки педагогической действительности. Данное качество помогает студенту не принимать чужое, но авторитетное мнение, без его анализа, оценки, без соотнесения с собственной системой ценностей. Самоуважение означает, что студент уважает себя как личность, как будущего педагога, готового ответственно, серьезно, продуманно и квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность. Самоуважение – один из источников самоконтроля и саморегулирования. Характеристиками субъектности выступают также избирательность, направленность и сознательность.
Для многих выпускников педагогического университета характерно постоянное обращение к мнению и позиции других, более знающих, более опытных и авторитетных педагогов. Зачастую этот вид психологической защиты идет от недоверия себе как профессионалу. Субъектность представляется особенно важным качеством при использовании выпускниками педагогического университета игровых технологий, поскольку в образовательных учреждениях нередко опытные учителя негативно относятся к подобным попыткам. Чтобы реализовывать игровые технологии вопреки существующим традициям школы, молодой учитель должен доверять себе, иметь позитивную самооценку, воспринимать игровые технологии как личностные и профессиональные ценности. Без доверия себе, обоснованного позитивной Я-концепцией, адекватной самооценкой, игровая компетентность невозможна.
Другое о образовании:
Живой уголок
Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения в детском саду. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста, и не способств ...
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстни ...
Аксиоматика евклидовой геометрии
Современная система аксиом Евклидовой геометрии состоит из пяти групп и опирается на шесть основных неопределяемых понятия: точки, прямые и плоскости и трех видов отношений выражаемых словами «принадлежит», «между» и «движение». Введем аксиомы, предложенные в математической энциклопедии. принадлежн ...