Обучение труду в младших классах специальной коррекционной школы направлено на решение следующих задач:
1)воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и других).
2) уважение к людям труда;
3)сообщение элементарных знаний о видах труда, формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.
Наряду с этими задачами на занятиях труда в специальной коррекционной школе решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием,устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения;
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а так же недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики.
Учебный материал в программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
В программу по ручному труду входят занятия по лепке, так как они тесно взаимосвязаны между собой, имеют большое коррекционное значение, а также общие детали и задачи.
В данной программе на уроки лепки всего отводится 38 часов: в 1 классе – 20 часов, во 2 классе – 19 часов, в 3-4 классах – 0 часов.
Для решения поставленных программой задач используются три вида лепки, такие как: лепка с натуры, лепка по представлению и сюжетная лепка, которые имеют большое коррекционное значение.
Так как умственно отсталые учащиеся младших классов затрудняются в соотношении пропорций натурального предмета и изготовляемой поделки на уроках широко применяются наглядные методы, такие как: метод показа образца и метод показа приёмов лепки, а также словесные методы.
Программой предусмотрено приобретение учащимися навыков работы с глиной и пластилином. Дети осваивают основные технические приёмы лепки: раскатывание, скатывание, вдавливание, расплющивание и другие. Также изучают пластические свойства глины и пластилина, знакомятся с инструментами для лепки, осваивают способы изготовления поделок.
Также с целью выявления уровня формирования умений и навыков при работе с глиной и пластилином, особенностей обучения навыкам лепки нами были посещены занятия по ручному труду в 1-2 классах специальной коррекционной школы по разделу лепка.
Занятия были проведены соответственно программе с использованием различных методов и приёмов обучения детей лепке.
Проанализировав посещённые занятия во 2 "Б" и 2 "В" классах, можно прийти к выводу, что: у умственно отсталых детей в младших классах ещё не завершено формирование графических навыков. У учащихся вторых классов сужен объём восприятия, внимания, наблюдается нарушение целостности переключаемости. В изготовленных детьми поделках наблюдается статичность, примитивность, стереотипность. Дети охотно принимают помощь учителя. Есть такие ребята, которые не делают попытки самостоятельно выполнять задание, ждут помощи учителя. Учащиеся 1-2 классов анализируют свои изделия с трудом, так как практически не владеют приёмами анализа. Анализ поделок состоит из односложных ответов "плохо" или "хорошо", что говорит о бедности словарного запаса у умственно отсталых младших школьников. Так как у детей слабо сформирована пространственная ориентировка, они испытывают трудности при задании выполнить произвольную поделку.
Посетив занятия по ручному труду в 1-2 классах специальной коррекционной школы по разделу лепка и проанализировав программу по ручному труду в начальных классах данной школы можно прийти к выводу, что, несмотря на перечисленные положительные моменты программы, у неё есть свои недостатки. Занятиям по лепке уделяется мало времени. Ограниченно знакомство учащихся с различными видами лепки, применяются однообразные методы и приёмы обучения лепке. Поэтому нам следует обратить внимание на углубление знаний и умений учащихся по лепке во внеурочное время, с целью коррекции недостатков.
Другое о образовании:
Образовательное значение критики школьного учебника
в обучении педагогов математиков
Одной из важных задач образования педагога математика является становление проектного мышления. Под проектным мышлением мы понимаем такое мышление, которое создает образ будущей деятельности и тех средств, в том числе и еще не существующих, которые необходимы для того, что бы эта деятельность состо ...
Функциональный базис графомоторных навыков письма и его
нарушения
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает ...
Понятие профильного обучения, компоненты профильного обучения
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школ ...