Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущего учителя

Страница 5

При развитии игровой компетентности представляется важным наличие у студентов субъектной позиции, выражающей потенциальную готовность субъекта самостоятельно действовать в ситуациях, характеризующихся значительной степенью неопределенности. Субъектная позиция - достаточно устойчивое, постоянно развивающееся образование, связанное с пониманием учителем своих возможностей, своей роли, своего места в профессиональной деятельности.

Развитие субъектности невозможно без направленного формирования ответственности. При выборе, адаптации, а тем более при проектировании игровых технологий, для учителя очень существенно понимание и признание своей личной ответственности перед обществом, самим собой, своими учениками и их родителями за процесс и результаты своих педагогических действий. Важность личностной ответственности педагога в современном образовании существенно возрастает в связи с расширением пространства его профессиональной свободы. Особая значимость ответственности при использовании игровых технологий состоит в том, что их применение может повлечь за собой достаточно серьезные негативные последствия. Ответственное отношение учителя связано с осторожным использованием игровых технологий, с вдумчивым распределением ролей при реализации ролевых, деловых, имитационных игр. Ответственность как свойство личности характеризует достаточно высокую степень ее жизненной и профессиональной зрелости. По мнению А. Маслоу, «обращаться к самому себе, требуя ответа, - это значит брать на себя ответственность. Это сам по себе огромный шаг к самоактуализации». Э. Фромм утверждал, что забота, ответственность, уважение и знание представляют собой совокупность качеств зрелого человека.

Ответственность выражается в продуманном, сравнительно-аналитическом выборе вариантов игровых технологий, в их адаптации к особенностям школьников, в отборе моделей игрового поведения, в готовности объяснить свои действия, а также отвечать за их последствия. Профессиональная ответственность является важным регулятором профессионального поведения.

При формировании ответственности полезно использовать классификацию (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) уровней ответственности:

безответственность (отстранение от возложенной задачи);

формальная ответственность (характеризуется несамостоятельным, зависимым поведением, недостаточным осмыслением задачи и перспективы ее реализации);

истинная ответственность (глубокое понимание задачи, перспективы ее решения, осознание себя субъектом ответственности, самостоятельно принимающим решения и действующим в соответствии с этими решениями).

Социальная и профессиональная ответственность формируются только при включении будущих учителей в адекватную деятельность, при создании адекватных отношений. Создавая ситуации личностного выбора для студентов, предоставляя им возможность выбора того или иного задания, мы тем самым побуждаем их брать на себя определенные обязательства, гарантировать достижение результата с учетом личностного потенциала, условий и тех неожиданностей и сложностей, которые могут обнаружиться. Ответственность предполагает добровольное, самостоятельное принятие обязательств, обеспечение условий, средств деятельности для достижения необходимых результатов, готовность идти на риск, прогнозируя последствия своих действий. При недостаточном уровне ответственности студенты склонны к поведению, связанному с «избеганием неудач», с ориентацией на внешние оценки, на мнение группы. Низкий уровень ответственности связан с конформизмом, с неуверенностью в своих возможностях, с заниженной самооценкой. Оптимальный уровень ответственности предполагает адекватные самооценку притязания, уверенность в себе, стремление помочь другим. Ценность ответственности как профессионального качества связана с тем, что учитель берет на себя ответственность за способы преодоления неудач, то есть ответственность в значительной степени обращена в будущее. Ответственный человек в большей степени склонен к саморазвитию, самосовершенствованию. Вместе с тем, при развитии ответственности нежелательно формирование гиперответственности, целесообразно выявить студентов, склонных к ее проявлению, готовых отвечать за неудачи своих однокурсников, за группу. Такая позиция в будущей практической деятельности может вылиться в постоянную тревожность, напряженность, чувство вины, психологической дезадаптации. Студентам, склонным к гиперответственности, важно также показать, что такая позиция не является продуктивной, так как мешает развитию самостоятельности, активности, инициативности других, тормозит их личностный рост.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое о образовании:

Пути и средства сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Сенсорное развитие осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. Приоритетные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяются с учето ...

Функции социального педагога, воздействующие на коррекцию поведения ребенка
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной школе, в больнице, приюте, детском доме, интернате для престарелых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, ...

Теоретические основы культуры поведения. Понятие, механизм
В общем виде механизмом можно назвать любую структуру обеспечивающую определенный конечный результат действия. Механизмы, таким образом, предстоят людям как готовые средства получения общественно значимого продукта (результата) человеческой деятельности. Одна из особенностей действия любого механиз ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru