Психолого-педагогические основы игровых технологий

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 8

Ряд исследователей рассматривает педагогически организованную игру как форму «организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздает и моделирует опыт человеческой деятельности и общения» .

Дидактические игры имеют богатую историю, связанную с именами Ф. Фребеля, М. Монтессори, Р. Штайнера, О. Декроли и других. Игры, ориентированные на обучение детей письму, счету развивались в различных гуманистических системах. Если проследить эту тенденцию, можно заметить, что игры могли быть формой образовательного процесса, его методом, приемом, средством. Например, в педагогике Фребеля в игре дети получали представление о форме, величине, цвете предметов; в системе О. Декроли игры употреблялись как образовательное средство; в практике Потти и Хилл на первый план выступают аксессуары игры - материалы для конструирования и моделирования.

Особое значение приобретают игры для профессиональной и учебной деятельности (В.В. Петрусинский). Р. Штайнер подчеркивал, что «изучение игровой деятельности очень важно для педагогического искусства, она чрезвычайно многообразно связана с жизнью».

В педагогическом процессе игра выступает как педагогическое явление: как фактор социализации, как средство воспитания и коррекции, как форма организации деятельности, как метод обучения, как способ изменения положения индивида в группе сверстников. В процессе психического развития личности те или иные типы репродуктивной деятельности по мере их освоения свертываются и становятся основой различных видов продуктивной деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенными признаками технологии — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Поэтому представляется вполне обоснованным и целесообразным применение понятия «игровые технологии» к педагогически организованным играм. Технологический подход к педагогически организованной игре позволит сделать эту категорию более однозначной, четкой, наметит границы и условия её применения.

Применение игровых технологий в педагогике высшей школы имеет достаточно длительную и противоречивую историю: деловая игра широко применялась в различных вузах и на промышленных предприятиях Москвы, Ленинграда, Харькова в начале 30-х годов 20 века, а ролевые и сюжетно-ролевые игры многопланово использовались в дидаскологии (20–е годы 20 века). Американская ассоциация управления еще в 1957 году ввела в учебный процесс подготовки менеджеров первую деловую игру. Деловые игры доказали свою высокую результативность и стали неотъемлемым элементом подготовки, повышения квалификации и аттестации руководящих, инженерно-технических и экономических кадров в США, Англии, Франции и других странах.

После длительного перерыва, обусловленного идеологическим запретом игровых технологий, понятие «технология игрового обучения» вновь вошло в педагогическую теорию и практику только в 70-80-е годы двадцатого столетия, что связано с процессами гуманизации и демократизации высшей и средней школы.

Особенности игровых технологий связаны с общими характеристиками технологий: постановка целей игры на диагностической основе; поэтапность, алгоритмизированность, воспроизводимость, определенная степень гарантированности результатов. Спектр конкретных игровых технологий, применяемых в высшей профессиональной школе, достаточно широк и включает дидактические, деловые, имитационные, ролевые и другие. Каждая модификация игры имеет свое целевое назначение, особенности организации, проведения и коррекции.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое о образовании:

Классификация наглядных средств обучения
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы ...

Понятие эстетического воспитания. Цели и задачи эстетического воспитания старших дошкольников
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачев). Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, ...

Образовательное значение критики школьного учебника в обучении педагогов математиков
Одной из важных задач образования педагога математика является становление проектного мышления. Под проектным мышлением мы понимаем такое мышление, которое создает образ будущей деятельности и тех средств, в том числе и еще не существующих, которые необходимы для того, что бы эта деятельность состо ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru