Реализация игровых технологий в высшей профессиональной школе способствует осуществлению таких функций как:
- диагностика и самопознание студентов в процессе игры;
- мотивация и стимулирование профессионального выбора;
- самореализация в игре;
- развитие и коррекция личностных и профессионально-значимых качеств;
- накопление профессионально-значимого опыта;
- обогащение представлений студентов о будущей профессии;
- компенсация пробелов в знаниях, компетенциях, навыках;
-ценностно-ориентационная функция;
- коррекция поведения, деятельности студентов;
- релаксация.
В высшей профессиональной школе игра является важнейшим средством постижения, освоения студентами будущей профессиональной реальности, насыщения ее новыми смыслами и ценностями, адекватным представлениям личности о стандартах и нормативах избранной профессии. В этом случае игра становится не только сферой проектирования будущего, но и продуктивным средством становления (и самовоспитания) будущего специалиста. Применение игровых технологий создает благоприятные предпосылки для адресной коррекции профессионально необходимых личностных качеств. Реализация игровых технологий в высшей школе могла бы помочь решить следующие задачи: формирование познавательных и социальных профессионально-значимых мотивов;
- воспитание системного комплексного мышления будущего учителя, включающего целостное понимание социума, миссии учителя, своего места в мире;
- передача целостного представления о сущности профессиональной деятельности, о роли, функциях учителя, об особенностях самореализации в профессии;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности вообще, к игровым технологиям, в частности. Создание условий для личностно-смыслового определения студентов в образовательных технологиях;
- обучение групповой мыслительной и практической работе, формирование компетенций социального взаимодействия, навыков согласования и совместного принятия решений;
- воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным и профессиональным ценностям;
- обучение методам проектирования и моделирования.
Особое место в системе образовательных игровых технологий принадлежит деловой игре, предложенной впервые в нашей стране в 1932 году (М.М. Бирштейн).
Достаточно общее и полное определение деловой игры дал Г.П.Щедровицкий, утверждая, что для деловой игры характерно:
а) особое отношение к окружающему миру (имеется в виду, что мысленно для каждого участника, кроме реального мира, существует параллельный мир его воображения, что создает его непреодолимую притягательность для индивидуума и игровую ценность);
б) субъективная деятельность участников (что обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств, дает возможность зафиксировать свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений;
в) социально заданный вид деятельности (сами условия и значения исключают пассивную жизненную позицию);
г) особое содержание усвоения (определяется его ненавязчивой формой, когда и теоретические, и методические, и практические знания и навыки воспринимаются участником игры в форме естественного запоминания значительных объемов информации);
д) социально-педагогическая «форма организации… жизни» (отрабатываются определенные формы социального поведения, которые могут быть перенесены в реальность, в практику функционирования конкретного образовательного учреждения.
Другое о образовании:
Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности
письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, является главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьез ...
Организация совместной деятельности родителей и детей
Одна из главных задач педагогов - это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний творче ...
Изучение уровня воспитанности школьника в современной школе
Диагностика уровня воспитанности учащихся проводилась по методике М.И. Шиловой. Для диагностики был выбран 4 класс. В классе 14 учащихся: 5 девочек и 4 мальчика. Диагностика проводилась следующим образом: детям были розданы бланки для диагностики и дана инструкция: “Прочитайте вопросы анкеты и пост ...