Психолого-педагогические основы игровых технологий

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Психолого-педагогические основы игровых технологий

Страница 13

Применение игровых технологий выступает важнейшим элементом пропедевтики, предверия реальности, средством подготовки к профессиональной деятельности.

В технологии организации сюжетно-ролевой игры принято выделять следующие этапы:

Ориентационный этап. Преподаватель представляет проблему, раскрывает характер имитации, объясняет игровые правила, делает обзор общего хода игры. Правила обсуждаются и согласовываются со студентами.

Подготовительный этап. Преподаватель излагает сценарии, останавливаясь на игровых задачах, правилах, описание основных ролей, игровых процедурах, примерном типе решении в ходе игры. При необходимости готовится игровой материал, атрибуты, символы.

Распределение ролей между участниками осуществляется преподавателем или студентом, обсуждение и согласование игровой процедуры.

Проведение игры, корректировка первоначального замысла.

Рефлексивный групповой и индивидуальный анализ. Студенты соотносят содержание игры с конкретной практикой функционирования образовательного учреждения, вносят коррективы в первоначальный сценарий. Происходит обсуждение точности, выразительности исполнения студентами различных ролей, эффективности решения игровой задачи.

Ролевая игра может содержать различное количество игровых ситуаций, процедур, приемов для реализации отдельных задач. Игровые ситуации средством выполнения конкретных задач и не имеют формальной структуры, правил поведения, регламента. Примером игровой ситуации могут быть дискуссионные включения в игру, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении.

В профессионально-педагогическом образовании применяются также организационно-деятельностные игры, непременным условием которых является деятельность играющих. Согласно П.Г. Щедровицкому, образцы или эталоны реальных ситуаций смогут выполнить свою функцию только в том случае, если рядом будет человек, который может создать по эталонам новые конструкты. Этот тип игры, несомненно, наиболее интересен, однако его проведение весьма затруднительно в образовательном процессе, поскольку требует значительно больших затрат труда, времени, ресурсов как от преподавателя, так и от студентов. Сложности в проведении данного типа игры связаны также с тем, что он предполагает специальную подготовку преподавателя вуза. Конечный результат организационно-деятельностной игры обладает высокой степенью неопределенности.

Технология организационно-деятельностной игры включает следующие структурные элементы:

Подготовка организационно-деятельностной игры

На первом этапе формулируется проблема, тема, которая может предполагать как однозначный сценарий игры, так и множественность вариантов в рамках единого замысла.

На втором этапе формулируются образовательные цели игры, конкретизуется, какой учебный материал будет изучен, систематизирован, обобщен в ходе игры, какие подходы, методы, компетенции будут сформированы. Определяются способы мотивации студентов, стимулирования их участия в игре; процедура игры адаптируется к возрастным психологическим и индивидуальным особенностям студенческой аудитории к конкретному факультету, специальности.

На третьем этапе дается характеристика условного образовательного учреждения, психолого-педагогические особенности класса, группы школьников. В случае необходимости даются основы для составления общей и частной моделей игры.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое о образовании:

Виды научных документов и изданий
Научный документ – это исторически обусловленная разновидность материального носителя, на котором тем или иным способом закреплены (записаны) научные сведения (данные) или научная информация, причем научный документ обязательно должен быть снабжен указанием, кем и когда он создан. По форме различаю ...

Пути сплочения коллектива
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижен ...

Два подхода к преподаванию математики и задача проектирования курса геометрии
Проблемы в самой математической науке неизбежно влекут за собой проблемы в преподавании математики. Пересмотр основ математики сильно отразился на преподовании геометрии, как на основе и историческом начале всей математики. Остро встал вопрос: «Как преподавать математику и в частности геометрию?». ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru