Учитель. Посмотрите внимательно на задание и скажите, что мы будем сравнивать в каждом из пунктов? Есть ли что-то общее во всех пунктах задания?
Ученик. Да! В каждом из пунктов сравниваются произведения чисел с одним из множителей.
Пункт а).
Учитель. Какие числа умножаем в пункте а)?
Ученик. Натуральное число на правильную дробь. И мы уже знаем, что результат такого умножения меньше самого натурального числа, на которое умножали, поэтому
Пункт в)
Учитель. В этом пункте какие числа умножаем?
Ученик. Обыкновенные дроби. А при умножении дробей получаем дробь меньшую, чем каждая из дробей, которые умножаем. Поэтому .
Пункт б)
Учитель. А какие числа умножаем в этом пункте?
Ученик. Смешанное число и обыкновенную дробь.
Учитель. Какое действие такое умножение нам напоминает?
Ученик. Нахождение дроби от числа. Поэтому результат умножения будет меньше самого смешанного числа, но больше дроби, на которую умножали!
Учитель. Верно!
Таким образом, ученики твердо усваивают для себя, что при нахождении части от числа, мы всегда получим ответ меньший, чем само число. Это поможет им легко находить ошибки в вычислениях, оценив полученный ответ. А также легко выполнять сравнения, подобные тем, что представлены в номере 624, экономя время на вычислениях. Для большей наглядности учитель может дать аналогичные задания, но содержащие дроби, вычисление произведения которых действительно громоздко и долго.
Например:
Сравните, не выполняя вычислений и 361;
и
Фрагмент урока №3
Класс:
шестой
Тема урока
: «Сложение отрицательных чисел»
Тип урока
: применения знаний и умений
Цель фрагмента
: повторить правило сложения отрицательных числе и, не выполняя вычислений, сравнивать сумму отрицательных чисел с одним из слагаемых
Учебник
: Виленкин Н.Я и другие
Всего на данную тему отводится 2 часа. Это второй урок по теме: «Сложение отрицательных чисел».
На первом уроке, с опорой на умение складывать отрицательные числа с помощью координатной прямой и знание определения модуля числа, выводится правило сложения отрицательных чисел и основной факт, заключающийся в том, что результатом сложения двух отрицательных чисел является также отрицательное число, вне зависимости от того какие числа складываем (дробные ли, целые ли).
На втором уроке после проведения необходимой актуализации знаний (на конкретных примерах устно повторяется правило сложения отрицательных чисел), учитель проводит с учениками беседу такого характера:
Учитель. Сложим (-6) и (-3).
Ученик. -6+(-3)=-9
Учитель. Изобразим результат сложения на координатной прямой
Ученик.
Учитель. Посмотрите на рисунок, как по отношению к каждому из слагаемых расположена сумма?
Ученик. Сумма на координатной прямой лежит левее каждого из слагаемых.
Учитель. (-9) меньше или больше каждого из слагаемых?
Ученик. -9<-6, – 9<-3
Учитель. Когда мы к отрицательному числу прибавляем отрицательное число, мы в результате получаем большее или меньшее число?
Ученик. Меньшее.
Затем учитель задает ребятам выполнить номер 1046, добавляя, что его нужно выполнить не вычисляя.
№1046. Поставьте вместо * знак < или > так, чтобы получилось верное неравенство:
а) – 17+(-31)* – 17; б) – 22+(-35)* – 35
Пункт а)
Учитель. Какое число встречается и в левой, и в правой части выражения?
Ученик. (-17)
Учитель. Какое (положительное или отрицательное) число прибавляем к (-17)
Ученик. Прибавляем отрицательное число. Значит сумма будет отрицательным числом, еще меньшим, чем каждое из слагаемых.
-17+(-31)<-17.
Сумма (-17) и (-31) меньше, чем само число (-17).
Аналогично разбирается пункт б)
Опять же подобное задание, можно более «эффектно» продемонстрировать, взяв числа, сумму которых вычислять либо долго, либо неудобно.
Фрагмент урока №4
Другое о образовании:
Вариативный подход в обучении химии
Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный мат ...
Возрастные особенности учащихся 6 класса
В период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) идет подростковый возраст, отрочество. В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управл ...
Развитие движений руки
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова И другие); отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация специализированных "Детских садов по данному направлению обнаружил ...