О математических способностях

Страница 3

Способные учащиеся тоже требуют к себе внимания и повседневных забот. Забот очень ответственных, поскольку на математические способности в век научно-технического прогресса и математизации знаний следует смотреть как на национальный капитал.

Возможности познания школьников с повышенными способностями не используются в классе и наполовину. Нередко им становится в классе скучно, и они начинают отвлекать товарищей от дела, начинают привыкать к мысли, что можно хорошие оценки получать почти автоматически, без систематического упорного труда. По-видимому, для таких учащихся следует разработать индивидуальные планы обучения, использовать систему дополнительных заданий, которые можно давать сразу же после выполнения основной части программы. Эти задания должны быть интересны и содержательны и в то же время составлены так, чтобы способные учащиеся несли моральную ответственность за их выполнение перед классом. Быть может, это будет чтение дополнительной литературы, на основе которой должна быть подготовлена статья в классную математическую газету или доклад для кружка. Понятно, что в такие дополнительные задания следует включать задачи повышенной трудности, доказательства теорем, находящихся в русле программы, но выходящих за пределы предусмотренного минимума.

Методика работы со способными учащимися заслуживает пристального внимания. Здесь есть над чем подумать, и необходимость в этом огромна. Ведь наша задача состоит не только в том, чтобы сохранить природные способности, но и в том, чтобы талантливые учащиеся не приобрели зазнайства, а ясно увидели, что потенциально каждый человек обладает некоторыми способностями и они не представляют в этом отношении исключения.

Нам следует так воспитывать учащихся с повышенными способностями, чтобы они поняли простую мысль: способности накладывают на них повышенные обязанности перед обществом, но не дают права относиться к другим без должного уважения.

Естественно возникает вопрос: что же следует предпринимать, чтобы не было ссылок на недостаток у учащихся математических способностей при изучении школьного курса математики? Что следует делать, чтобы подавляющее большинство школьников успешно усваивали курс математики и овладевали основами математического мышления, так необходимого в современной жизни?

На мой взгляд, основное — это вызвать интерес к предмету, непрерывно его поддерживать и научить учиться. Нужно показывать не только и не столько внутреннюю логическую стройность и завершенность математики, но также ее связи с другими науками, широту ее применений и богатство ее истории. Этому помогут и указания на философскую значимость математики. Школьник должен каждый день получать подкрепление убеждения в том, что математика является не только и не столько предметом для сдачи экзамена и получения диплома, сколько орудием для последующей работы, для разрешения многочисленных задач первостепенной важности. Школьник должен быть убежден, что знание математики необходимо всем — рабочим, инженерам, военным, экономистам, биологам. Несомненно, что интерес школьника к математике должен быть основан не только на широте ее применений, но и на понимании внутреннего логического совершенства и красоты самой математики.

Само собой разумеется, что ни один учебник не может вместить в себя все необходимые для этого сведения. Полноценные и разнообразные методические материалы должны раскрывать современную ценность математики, наглядно показывать примеры технических применений, важность математической строгости. Для этого можно использовать и теорию релейных схем, и задачи поиска неисправностей технических систем, и вопросы контроля качества продукции, и задачи медицинского диагноза. Рассказывая об ученых, полезно указывать, как они подходили к своим проблемам, откуда их черпали и как им удавалось сформулировать окончательный результат.

Необходимости развития инициативы, самостоятельности и чувства личной ответственности у каждого школьника нужны не только при решении задач по математике, но и в последующей жизни, когда сегодняшний школьник начнет работать на производстве, в школе, учреждении. К сожалению, мы нередко сами не развиваем, а гасим самостоятельность учащихся чрезмерной опекой. Иногда случается и так, что учитель отвергает с ходу оригинальное решение, предложенное учеником, только потому, что оно не соответствует структуре учебника, школьному стандарту. А это крайне опасно, поскольку при этом сковывается творческое начало. Другой разговор, если предложенное решение основано на ошибочном рассуждении, нестрого или же чересчур сложно. Но и в этом случае необходимо разобраться и указать, в каких пунктах допущены промахи.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Психологические особенности внимания у школьников
Различают следующие основные виды внимания: непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в ...

Логопедическое обследование детей с ринолалией
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи ка ...

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru