Выявление и развитие способностей учащихся является одним из основных назначений школы. Способности могут проявляться в самых разнообразных направлениях — к какому-нибудь виду мастерства, к литературе, к постановке физических опытов, к спорту и пр. Выявление и развитие математических способностей также следует отнести к одной из важных и ответственных задач педагогических коллективов школ. Это крайне необходимо для жизни современного общества, поскольку в век математизации знаний важно не упустить потенциальные таланты, воспитать их и направить на совершенствование, как самой математики, так и многочисленных ее применений. Хорошо известно, что в наши дни математика превратилась в производительную силу общества, и потому мы не имеем права допускать потерю математических способностей ни у одного школьника.
Хорошее математическое образование и развитие математических способностей необходимы не только тем, кто впоследствии займется научными исследованиями, но и тем, кто станет трудиться в различных областях народного хозяйства в качестве инженеров, экономистов, организаторов производства, квалифицированных рабочих, офицеров. Математический стиль мышления, умение рассуждать строго, не совершая логических скачков и неполноты классификации, необходимо также будущим врачам и юристам, историкам и биологам, агрономам и лингвистам.
Это показывает, как важно добиваться того, чтобы математика превратилась в дисциплину преподавания, интересную и доступную для подавляющего большинства школьников, а не только для небольшой части избранных. При этом окажется, что способность к познанию школьного курса математики присуща практически каждому.
К сожалению, наряду с хорошо подготовленными по математике учащимися, имеется немалая доля таких, кто не хочет работать систематически, не привык вникать в суть понятий и идей, плохо успевает и с трудом переходит из класса в класс. Нередко в таких случаях родители и преподаватели прибегают к спасительному объяснению: «Но ведь этот учащийся лишен математических способностей». Но насколько можно доверять так легко даваемым заключениям об отсутствии математических способностей? Насколько серьезно изучены причины плохих математических успехов школьника? Действительно ли способности отсутствуют или же отсутствует желание приложить усилия, чтобы понять изучаемый материал, а возможно, отсутствует и знание первичных основ?
Как правило, неудачи с усвоением школьного курса математики связаны не с отсутствием способностей, а с отсутствием систематической работы, со стремлением перейти к изучению последующих частей курса без приобретения необходимых знаний по предыдущим, без ознакомления с фундаментальными понятиями и идеями, лежащими в основе всего последующего. Как правило, приходится встречаться со случаем, когда учащиеся заучивают без осмысливания, набивают себе руки в пользовании определенным алгоритмом без понимания и обладают в огромной мере ленью разума, которая мешает им самостоятельно преодолевать встречающиеся трудности. А ведь только в самостоятельном преодолении затруднений приобретается уверенность в своих силах.
Я полностью согласна с теми педагогами, которые отрицают необходимость какого-то специального дара для хорошего изучения курса школьной математики.
Заключение же об отсутствии способностей педагогически очень опасно и в подавляющем большинстве случаев не обосновано. Прежде всего, такое заключение способно угнетающе подействовать - на психику учащегося. Уже одно это обстоятельство должно заставить нас с осторожностью говорить об отсутствии способностей. Но этого мало. Под предлогом отсутствия способностей учащийся может перестать заниматься, потеряет стремление встать на один уровень со всеми, лишится желания работать с полным напряжением сил и с чувством ответственности. При этом у него появится весьма веский аргумент: «Чего же вы от меня требуете, ведь у меня нет математических способностей».
Умение учиться не приходит само собой, а требует специальной подготовки, внимания и серьезных усилий со стороны учащихся и учителей. Среди учащихся, испытывающих трудности при изучении курса математики (да и только ли математики!), причина трудностей кроется именно в том, что они не обучены искусству учиться.
Другое о образовании:
Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мухина. По мнению С.С. Мухина психопатологической основой алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) является нарушение структурообразования. Автор считает, что в подавляющем большинстве случаев ...
Формирование ценностных ориентаций сельских школьников
Анализ ведущих тенденций социокультурного развития сельской молодежи, их жизненных ценностей, социальных ориентиров, отношения к базовым социальным ценностям предоставляет богатый материал для постановки и решения новых педагогических проблем. Сельская молодежь является перспективной группой сельск ...
Особенности нравственного развития младших школьников
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, о ...