Значение университетского образования, его влияние на общественно – политическую жизнь особенно возросли в современный период, ибо переход к рыночной экономике связано с коренным переустройством системы образования и созданием ее новых форм. Основывают свои научные идеи З. Голубева, Н. Остроумова, А. Китов. Парадигма образования выступает и в качестве научного метода анализа образовательных процессов, и основного способа концептуализации образования, в характеристике которого обобщаются элементы и отношения педагогических теорий и систем.
В условиях роста социальной потребности в образовании, определяемой всем ходом общественного развития, уровень и эффективность методологической основы, технологических и содержательных аспектов университетского образования, обеспечивающего в конечном итоге интеллектуальный потенциал страны, становится приоритетным направлением в национальной политике суверенного Узбекистана.
В связи с этим актуальным представляется изучение одного из основных компонентов системы зарубежного образования – университетского. Как определили свои педагогические взгляды В. Зуев, Н. Лодыженец, И. Марцинковский, В. Роуг, В. Щеголь – за последнюю половину ХХ столетия произошли существенные изменения, затронувшие масштабы, функции, содержание и цели подготовки специалистов. Университеты в системе образования – ключевое звено в подготовке специалистов. Здесь сосредоточена наиболее квалифицированная часть профессорско-преподавательского состава педагогического корпуса.
Последняя четверть ХХ в. за рубежом отмечена переходом от экстенсивного к интенсивному типу воспроизводства производительных сил. Это проявляется в интеллектуализации промышленного труда, росте высококвалифицированных специалистов на производстве. Решающей задачей образования становится подготовка подрастающего поколения к жизни в современных информационных условиях. НТР и эпоха глобализации вызвала большие изменения в профессионально–квалифицированном составе готовящихся кадров. Так формулируют свои взгляды В. Аршинов, В. Буданов, Д. Белобородов, И. Балицкая, О. Косянова, Н. Мартишина, Ами Зенг, Эш Митчелл и Фатма Мизикаси.
С 90-х годов ХХ столетия предпринимаются попытки создания глобальной теории построения современной модели высшего образования. Это вызвано объективной потребностью постоянного обновления профессиональных знаний в связи с научно-техническим развитием и появлением множества новых профессий.
Во второй главе
диссертации – «Непрерывная система образования как многофункциональная интеграционная система» – определяются пути интеграционных процессов в высшем образовании. В основе системного подхода лежит принцип целостности, согласно которому все элементы и свойства социальной системы должны рассматриваться в тесной взаимосвязи, так как они образуют единое целое в процессе взаимодействия с другими системами и окружающим миром.
Большинство исследователей роднит понимание целостности как свойства, характеризующего высокий уровень развития систем и их способности производить новое. Одни авторы акцентируют внимание на связи целостности с организованностью. Другие связывают целостность с упорядоченностью, когда необходимые связи преобладают над случайными и под целостной системой понимается такая, в которой проявляются новые, интегративные качества не свойственные отдельным компонентам.
Другое о образовании:
Использование метода проектов в современной школе и
дошкольных учреждениях
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Е.С. Полат отмечает, что родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается преж ...
Развитие системы начального общего образования в Германии
Акт о начальном образовании Германского рейха от 1920 года, основанный на статье 146 Конституции Веймарской республики, учредил начальную школу как образовательный институт для всех детей в Германии. До 1920 года наряду с начальной школой существовали отдельные образовательные институты для подгото ...
Психологические особенности внимания у школьников
Различают следующие основные виды внимания: непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в ...