Визуальное подкрепление моделей фраз «существительное + глагол + существительное» осуществляется, применяя дидактические игры с изображением хорошо знакомых образов, способных передвигаться по натянутой нитке или леске.
Учитывая значимость коммуникативной функции речи для речевой и социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта, возникла необходимость разработки практико-ориентированной методики, направленной на развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения.
Методика работы на примере изучения отрывка из произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант» и Л.Н. Толстого «После бала»:
1) Этап первичного анализа произведения включает вопросы, требующие не только воспроизведения описанных событий, но и некоторого прогнозирования их дальнейшего развития. При этом вопросы задаются таким образом, чтобы ученики в поисках ответа обращались к учителю и своим товарищам, вырабатывая совместное решение.
При анализе 8-й главы произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант», учащимся был задан вопрос:
«Эвелина куда – то собралась уехать? Какое будущее, по вашему мнению, ее ждет? Давай – те немного порассуждаем».
2) На этапе анализа произведения школьников необходимо учить самостоятельно составлять вопросы к прочитанному тексту, используя для этого небольшую по объему главу или ее часть.
После чтения главы 9 восьмиклассникам было предложено составить и записать несколько вопросов к этой главе, а затем задать их учителю. Ответ учителя должен был служить образцом для ответов учащихся. Поменявшись местами с преподавателем на некоторое время, учащиеся получили возможность попробовать себя в роли учителя.
3) Специальная подготовка учащихся к общению закладывалась и в процессе подготовки домашнего задания. Неотъемлемая часть урока – речевое взаимодействие по типу «учитель – ученик». Но оно характеризуется в основном инициативой со стороны учителя. Педагог является ведущим в диалоге, часто сам прогнозирует реплики учащихся и предлагает своим партнерам именно те высказывания, которые, как он считает, необходимы им в данной ситуации. Для того чтобы отойти от этой традиции, предлагались специальные домашние задания, ориентированные на развитие самостоятельности учащихся в работе и в подготовке домашнего задания таким образом, чтобы на уроке можно было стимулировать речевую коммуникацию старшеклассников.
С этой целью учащимся предлагалось прочитать разобранную в классе, например, 8-ю главу произведения и самостоятельно составить несколько вопросов к ней. Учащимся 2-й и 3-й группы было разрешено использовать вопросы авторов учебника к этой главе, но, по возможности, попытаться задать хотя бы один вопрос самостоятельно. На уроке школьники выступали в роли «учителя», задавая классу заранее подготовленные вопросы. Ученик мог обращаться к конкретному однокласснику, всему классу, к учителю.
4) Для составления правильного по смыслу и грамматически верно оформленного предложения, которое надо использовать в учебном плане в определенной последовательности задавался вопрос. Как правило, такая подготовительная по структурированию и лексическому оформлению высказываний осуществлялись после первичного прочтения учащимися текста и разбора содержания прочитанного текста. Однако этот вид работы мог иметь место и на других этапах урока.
5) Для того чтобы вызвать учащихся на обсуждение определенной темы, учитель специально, задавая вопрос, высказывал свою точку зрения. Она могла быть правильной или неправильной. Учащиеся, ориентируясь на текс, получали возможность либо согласиться, либо оспорить высказанную учителем мысль.
Другое о образовании:
Как можно эффективно помочь детям с дислексией
Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элеме ...
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей
дошольного возраста
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и ...
Сущность нарушения при детском церебральном параличе
ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями само ...