На основании экспериментальных исследований и практических наблюдений выделяются пять структурных компонентов музыкального восприятия:
· эмоциональная отзывчивость на музыку
· музыкальный слух
· мышление
· память
· способность к творчеству
Все они наряду с самим понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. В то же время, как уже отмечалось эмоции, мышление и другие компоненты входят в понятие музыкального восприятия как необходимые составные части.
Способность к творчеству в психологическом механизме музыкального восприятия играет роль ведущего компонента. Подготовленный слушатель воспринимает музыку творчески. Под этим понимается сопереживание и воссоздание слушателем содержания музыкального произведения, которое обогащается деятельностью воображения, чувствами и жизненными ассоциациями. В результате творческого восприятия музыкального произведения слушатель получает эстетическое наслаждение.
Каждый из вышеназванных компонентов является необходимой действенной частью музыкального восприятия, и ни один не может быть из него исключен без ущерба для всего процесса.
Большое влияние на качество музыкального восприятия оказывает тип высшей нервной деятельности человека. Ведь даже взрослых, сформировавшихся слушателей различают по типам восприятия. Выдающийся дирижер Л.Стоковский утверждал, что «музыку можно воспринимать по-разному. Некоторые просто наслаждаются физической красотой звучания, другие реагируют на музыку только эмоционально. Иные реагируют, в основном, на интеллектуальную сторону музыки сознательно следят за развертыванием музыкальной формы».
Как уже отмечалось, развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой формирования их музыкальной культуры. Еще в 70-е годы Д. Б. Кабалевский наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей концепции музыкального воспитания детей. «Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев, – указывал он. – Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней . Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувство и мысли человека, жизненные идеи и образы». Таким образом, сущность восприятия музыки заключается в способности слушать ее, переживать или эмоционально откликаться.
Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т. д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, который организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Обычно в методической литературе этот вид деятельности и определяется как «слушание музыки», в ходе которого дети знакомятся с музыкальным произведением.
Слушание
музыки – один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Крупный ученый и музыковед В. В. Медушевский отмечал, что в процессе слушания «развивается музыкальное восприятие – мышление» – универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.
Другое о образовании:
Факторы
наглядности обучения
1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. 2. Познавательный процесс требует включения в овла ...
Как распознать дислексию
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, ...
Вариативный подход в обучении химии
Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный мат ...