Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека. Музыка, написанная в мажоре, обычно веселая, радостная, задорная, а в миноре – грустная, печальная, мрачная. Таким образом, эмоциональность есть свойство музыкального восприятия. Часто эстетическое переживание музыки бывает настолько сильным и ярким, что человек испытывает при этом подлинное счастье. Выдающийся композитор Д. Д. Шостакович отмечал, что «это чувство возникает оттого, что в человеке под воздействием музыки пробуждаются до сих пор дремлющие силы души и он познает их». Музыка действительно способна пробуждать в людях возвышенные мысли и чувства, воспитывать красоту человеческих отношении.
Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению С. Л. Рубинштейна, «мышление – это все более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности, исходя из чувственных данных, возникающих в результате воздействия объекта».
Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный ученый – музыковед, педагог В. Н. Шацкая отмечала, что «под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ». О необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Н. А. Римский-Корсаков считал, что любовь к музыке бывает разная: любовь «без понимания», которую он называл «щекотанием слуха», любовью «низменной, стихийной», и любовь «понимающая», которая подразумевает оценку выразительных средств музыки: ритма, мелодии, гармонии, тембра и т. д. Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики. Б. В. Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную . Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, – это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд».
Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ есть совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах. От ясности и богатства возникающего образа зависит глубина и тонкость восприятия музыки. По словам Б. В. Асафьева, «процесс восприятия музыки есть процесс становления музыкального образа». Малоподготовленному слушателю, в том числе дошкольнику, сложно воспринимать всю Систему средств, создающих музыкальный образ, так, как это способен сделать подготовленный слушатель. Развивая музыкальное восприятие дошкольников, можно научить их воспринимать целостный образ музыкального произведения – настроение, характер, средства выразительности.
На основании характеристик каждой из особенностей можно сделать вывод: музыкальное восприятие – это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное произведение как художественно-образное отражение действительности. На необходимость развития разных сторон восприятия неоднократно обращали внимание музыковеды-методисты, работавшие с детьми.
Другое о образовании:
Творческий потенциал университетской социокультурной среды
Одаренность проявляется не только в опережающем развитии интеллекта, подтверждаемого успехами в академической, научно-исследовательской, информационно-поисковой деятельности. Сегодня особенно востребована социальная одаренность, находящая выражение в незаурядных организаторских способностях, в лиде ...
Особенности
изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной
недостаточностью
Приоритет коррекционный и воспитательных задач в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности закономерен, поскольку школьники с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченными возможностями овладения как з ...
Особенности формирования мотивации учения младших школьников
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. В первые месяцы и даже г ...