Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Выявить уровень знаний о неживой природе
2. Выявить уровень знаний о животных и растениях
3. Выявить уровень знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с природой
4. Определить уровень эмоционального отношения к природе через организацию практической деятельности
Содержание экологических знаний детей старшего дошкольного возраста включает:
1. Неживая природа
Вселенная- это множество звезд. Солнце – это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.
Знает
: вода не имеет формы, запаха и вкуса. Вода может менять свое состояние на морозе – превращается в лед, при нагревании - в пар. Вода может быть чистой, грязной, холодной, теплой, горячей. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Имеет представление о воздухе и его свойствах. Воздух нужен для дыхания всем живым существам.
Знает:
свойства песка, земли, глины.
2. Многообразие животного и растительного мира.
Сформированы понятия: кустарники, деревья, растения, насекомые, птицы, звери, живое, неживое.
Знает: растениям нужна земля, вода, свет, тепло, воздух.
Имеет представление о составе сообществ (водоем, луг, лес, огород, сад), об условиях их среды.
3. Сезонные изменения в природе и взаимодействии человека с ней.
Имеет представления о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов изменяются по сезонам.
Представления о признаках сезона; состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.
Знает: Что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничии). Лес нужно оберегать от пожара. Нельзя загрязнять окружающую среду.
Диагностику экологических знаний необходимо осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы.
Критерии оценки экологических знаний у детей дошкольного возраста.
· Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;
· Существенность знаний – выделение существенного в объекте;
· Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей, внутри класса.
· Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.
Описание уровней экологических знаний детей.
1 уровень – низкий. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении задания. Содержание ответов в большинстве случаев не соответствует эталонам. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.
2 уровень – средний. У ребенка есть заинтересованность в выполнении задания. Ребенка увлекает процесс работы. Ответы детей соответствуют половине эталону. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.
3 уровень – выше среднего. Более ½ верно находят причины наблюдаемых явлений, выделяет несколько существенных признаков. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Ребенком понимается общая цель и содержание задания, ответы детей правильны более ½. Установление закономерных связей объектов, появление обобщений на основе существенных особенностей объектов.
4 уровень – высокий. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Верно, называет и находит причины наблюдаемого явления, выделяет существенные признаки, правильно находит общее и различное в объектах и явлениях. Системные знания. Объекты рассматриваются целостно, в закономерных связях.
В процессе диагностики уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста были заданы следующие вопросы:
Другое о образовании:
Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок
учебной деятельности
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строени ...
Пересказ как способ совершенствования речевых умений
Поскольку предметом исследования является пересказ как прием обучения монологической речи, целесообразно рассмотреть это понятие, выделить основные ошибки, совершаемые при пересказе текста на английском языке, а также привести некоторые рекомендации при подготовке к пересказу. С пересказом мы сталк ...
Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования
Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Законе РФ «Об образовании» отражены некоторые особенности регулирования дошкольног ...