Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 209 в период с 15 января по 28 марта 2008 года. В нем принимали участие дети старшей группы в количестве 5 человек (Васильева К., ПанкратовС., Магнолин Е., Кибкало С., Анатоленко Л.,).
В процессе нашего исследования на этапе проведения первого констатирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом эксперимента были выделены следующие уровни развития детского изобразительного творчества:
Высокий
Средний
Низкий.
Каждый уровень был охарактеризован на основе требований, отраженных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой. Критерии оценки уровня сформированности изобразительного творчества были выделены на основе исследований Т. С. Комаровой.
Согласно данной диагностической методике Т. С. Комаровой, анализ продуктов детской деятельности производится по трех-балльной системе:
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень.
Особенности изображения:
1. Передача формы:
3 балла – форма передана точно;
2 балла – есть незначительные искажения формы;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предметов:
3 балла – части расположены верно;
2 балла – есть незначительные отклонения;
1 балл – части и предметы расположены неверно.
3. Передача пропорций предмета:
3 балла – пропорции предмета соблюдены;
2 балла – есть незначительные искажения;
1 балл – пропорции предмета переданы неверно.
4. Композиция:
Расположение на листе:
3 балла – по всему листу;
2 балла – на половину листа или на одной линии;
1 балл – расположение на листе не продумано.
5. Цвет:
Цветовое решение изображения:
3 балла – реальный цвет предметов;
2 балла – есть отступления от реальной окраски;
1 балл – цвет предметов передан неверно.
6. Самостоятельность замысла:
3 балла – полная самостоятельность в выборе замысла;
2 балла – замысел представляет собой симбиоз идей и замыслов окружающих;
1 балл – замысел является копией чужой идеи.
7. Оригинальность изображения:
3 балла – необычность, неординарность;
2 балла – отмечаются некоторые отступления от стандартов;
1 балл – шаблонность изображения.
8. Устойчивость интереса:
3 балла – интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности;
2 балла – интерес к деятельности периодически пропадает, возобновляется использованием игровых приемов;
1 балл – интерес к процессу деятельности отсутствует.
9. Обогащение замысла:
3 балла – в процессе работы появляются новые детали, дополняющие и углубляющие содержание;
2 балла – изображение дополняется, но не существенно;
1 балл – обогащение замысла не происходит.
10. Использование изобразительных техник:
3 балла – ребенком используются разнообразные нетрадиционные техники изображения;
2 балла – ребенок использует или пытается использовать одну из нетрадиционных техник изображения;
1 балл – ребенок не использует техники изображения, рисует шаблонно.
В соответствии с вышеперечисленными критериями были охарактеризованы уровни развития детского изобразительного творчества.
Низкий уровень 10-17 баллов:
Незаконченное изображение с неясным содержанием, искажением форм, линий и пропорций изображаемого предмета. Изображение статично, композиция либо не продумана, либо отсутствует вообще. Рисунок выполнен в одном цвете. Замысел не отличается самостоятельностью, оригинальностью, формируется уже в процессе деятельности, но возможно его полное изменение по окончании работы. Интерес к работе отсутствует, нетрадиционные техники в работе не используются. Ребенок рисует шаблонно.
Средний уровень 18-24 балла:
Отличается передачей простых форм изображаемых предметов. Части предметов расположены верно, но немного нарушены пропорции. Есть небольшие неточности в изображении форм и линий. В композиции, выделяя главное, не соблюдается отношения предметов по величине. Преобладает статическое изображение; используются основные цвета без оттенков. Замысел возникает до процесса рисования, замысел неоригинален. Момент вынашивания замысла отсутствует. Уровень самостоятельности высокий, интерес к деятельности периодически пропадает. Основным выразительным средством является цвет. Возможна попытка использования нетрадиционных техник изображения, которое в процессе деятельности дополняется, но не существенно. В работе отмечаются некоторые отступления от стандартов, шаблонности.
Другое о образовании:
Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной
речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...
Сущность понятия «речевые умения»
Поскольку объектом работы является процесс развития речевых умений, в первую очередь необходимо рассмотреть и сравнить определения «речевых умений». Зимняя И.А. определяет умения как способы успешного выполнения действий, опирающихся на знания; способность человека выполнять какую-либо деятельность ...
Насекомые как временные обитатели уголка природы
Рассмотрим беспозвоночных животных, которых рекомендуется держать в уголках живой природы детских садов. Начнем с моллюсков - катушки, лужанки и физы, которых целесообразно держать в аквариумах вместе с рыбами. Катушка водится в болотах и прудах. Тело свое она прячет в раковину. Передвигается это ж ...