2. Состояние просодических компонентов речи
Темп речи (замедленный, ускоренный, нормальный).
Ритм (скандированный, монотонный, нормальный).
Паузация (умение поставить паузу).
Употребление основных видов интонации: вопросительной, восклицательной, повествовательной.
Состояние просодических компонентов речи наблюдалось в процессе обследования связной речи.
Оценка состояния просодических компонентов речи:
5- использует в речи все просодические компоненты;
4- воспроизводит мелодико – просодико - интонационную сторону речи по показу;
3- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 2-3 ошибки;
2- воспроизводит мелодико - просодико - интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 5 и более ошибок;
1- невыполнение задания.
3. Состояние фонематических функций:
1. Обследование фонематического восприятия
Повторение серии слогов (СА – СА - ЗА, ША – ША - ЖА, ТА – ДА – ТА…)
Показать картинки с заданным звуком (ш, р, ж, к.) – молоток, еж, мак, карандаш, ворона, вишня, комар.
Подобрать пары картинок к названым словам паронимам. Назвать слова паронимы (крыша – крыса, бочка – почка, ложки – рожки…).
Сгруппировать картинки на 2 группы по наличию в них определённого звука.
2. Способность к фонематическому анализу
Выделение гласного звука стоящего в начале слова (облако, аист…)
Выделить гласный звука стоящего в середине слова (рак, кит…)
Выделение гласный звука в конце слова (пила, очки…)
Выделение согласный звука в начале слова (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).
Определение первого и последующего звука в слове (корова, лошадь…)
Определение последовательности и количества звуков в слове (нос, рыба, улитка…)
3. Способность к фонематическому синтезу.
Составление слова из последовательно данных звуков ( К, О, Т, ), ( Р, У, К, А, ), ( С, У, М, К, А).
Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (А, Р, Ш), Л, А, Н, У), (Д, М, Ы).
Детям предлагается в случае неправильного выполнения 4 попытки с оказанием стимулирующей помощи («Подумай ещё!»).
Оценка состояния фонематических функций:
5- точное и правильное выполнение задания.
4- правильный ответ со 2 попытки.
3- правильный ответ с 3 попытки.
2- правильный ответ с 4 попытки.
1- невыполнение задания.
4.Обследование дыхания.
Дыхание: ключичное, ключично – грудное, грудное
Объем дыхания (поверхностное – верхне - ключичное, в норме)
Ритм дыхания (нормальный, аритмия.)
Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует.
Ротовой выдох: сформирован, не сформирован.
Объем вдоха и выдоха (короткий, длинный).
Оценка состояния дыхания.
5 - состояние дыхания в норме.
4 – состояние дыхания с нарушениями в 1 компоненте дыхания.
3 – состояние дыхания с нарушениями в 2 – 3 компонентах дыхания.
2 – состояние дыхания с нарушениями в 4 – 5 компонентах дыхания.
1 – нарушены все компоненты дыхания.
5. Обследование моторных функций (мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика).
1. Обследование состояния мелкой моторики.
Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;
застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера.
2. Обследование состояния мимической моторики.
Детям предлагались следующие упражнения:
Поднимание бровей: вместе, поочередно
Зажмуривание глаз: вместе, поочередно
Улыбка
Надувание щек: вместе, поочередно
3.Исследование артикуляционной моторики включало:
изучение анатомического строения артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикус, подъязычная уздечка, твёрдое и мягкое нёбо, челюсти);
подвижности и переключаемости органов артикуляции (наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объём, точность, темп, замена, синкинезии, переключение).
Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
Другое о образовании:
Формы и методы деятельности социального педагога в условиях школы
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...
Оценивание работы учеников в Германии
Изменения обучения в начальной школе связаны с новым пониманием того, что является благоприятным для обучения и как оценивать работу учеников. Теперь фокус делается на поддержке каждого отдельного ученика в раскрытии всех своих возможностей, руководствуясь требованиями образования в данном классе. ...
Система быстрого счёта по Я. Трахтенбергу
Профессор Цюрихского математического института Яков Трахтенберг в конце 40-х годов он организовал в Цюрихе свой Математический институт – единственное в своём роде учебное заведение, где дети и взрослые учились и переучивались считать по его методу, достигая поразительных успехов. С помощью своего ...