Для умственно отсталых школьников этот вид лепки довольно сложен.
Поэтому можно предлагать им наименее сложный вид узора. Без помощи педагога в этом виде лепки им не обойтись, хотя многие со временем уже изготавливают декоративные изделия самостоятельно.
Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и других. Заострёнными стеками рисуют узор на поверхности пластилина. А затем можно ещё и разукрасить. Ещё можно выложить рельеф, то есть нанести на пластинку рисунок и по нему выкладывать лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти рук, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Плоскостная лепка. Это лепка пластилином по рисунку. Содействует прежде всего развитию у умственно отсталых школьников восприятия вообще и адекватного (форма и цвета предметов) в частности анализа, сравнения, умения находить признаки предметов, устанавливать сходство и различие между ними, воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.
Умственно отсталые школьники знакомятся с техническими приёмами работы (проведение разнообразных линий и штрихов), развивают глазомер, отработку правильных движений пальцев рук (в работе участвует большой и указательный пальцы правой руки). Для коррекции кисти руки и пальцев целесообразно проводить упражнения перед работой и во время работы.
Нужно выработать у учащихся умение свободно, без напряжения наносить пластилином прямые вертикальные, горизонтальные линии и линии по кругу на контурах рисунка.
Этот вид лепки способствует развитию у умственно отсталых школьников координации движений, глазомера.
Организация. Непосредственно перед занятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрацию. Нужно определить место, где будет стоять предмет.
Готовясь к занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети. Выполняя работу, педагог уточняет способы её решения, отмечает, где возникли трудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.
В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка.
Вторая часть занятия – непосредственно работа над заданием. Во время работы нужно помогать детям в наиболее трудных местах. Лишний раз объяснить ребёнку, как делается и в какой последовательности.
В начальных классах целесообразно использование сюрпризного момента на уроке. Это стимулирует работу умственно отсталого ребёнка и повышает интерес к занятиям по лепке.
Примерно за 5 минут до конца занятия детей нужно предупредить о том, что следует заканчивать работу.
Анализ работ – один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Наиболее удачные работы размещаются на первом ряду (обсуждение коллективное). Менее удачные -- на втором.
Как правило после каждого занятия организуется выставка работ. Это стимулирует ребят к дальнейшей активной работе на занятиях лепкой.
Другое о образовании:
Изоискусство, как средство коррекции и эстетического развития умственно
отсталых школьников
Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства че ...
Методика и организация обучения учащихся 7 класса вязанию крючком на основе
метода проектов
Целью преподавания раздела "Художественная обработка материалов" в 7 классе является развитие художественно-эстетических способностей и личностных качеств учащихся, формирование у них знаний и умений по художественной обработке материалов, т.е. по технике филейного вязания крючком. Учащим ...
Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности
здоровьесберегающей культуры младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека. Задачи эмпирического исследования: - провести диагностику уровня формир ...