Л.В. Былеева (1998), например, считает, что подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих, подчеркивает она, определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия, выполняемые в рамках правил.
Она считает также, что сюжет, правила, двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обуславливается и форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом.
А.М. Гриневский и В.Г. Яковлев (1990) содержанием и формой подвижных игр предопределяют методические особенности:
- образность;
- самостоятельность действий;
- выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей;
- непринужденность, естественность движений;
- внезапная изменчивость ситуаций;
- творческая инициативность действий;
- избирательность способов движений в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.
Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей.
В школе подвижные игры применяются на уроках физической культуры и внеклассных занятиях.
Так, Е.А. Тимофеева (2009) считает, что подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
За последние годы подвижные игры все решительнее завоёвывают симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретённые учащимися в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углублённом изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приёмами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде .
Одновременно подвижные игры могут служить действенным фактором воспитания положительных, моральных и волевых качеств. Использование подвижных игр может быть рациональным только при наличии учета конкретных условий, в которых проводится игра.
И.В. Чупаха, Е.З. Путаева, И.Ю. Соколова (2001) в вопросах физического воспитания считают, что с первых шагов жизни ребёнок приобретает жизненные навыки через игру. Игра совершенствует механизмы координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с различными предметами, развивает психические качества.
Игра удовлетворяет естественную для каждого человека потребность в движениях и творческой деятельности, оказывает огромное влияние на физическое состояние. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции деятельности всех систем организма центральной нервной системы.
По мнению Т.А. Тарасовой (2005), игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, вовлекаются крупные мышечные группы, способствующие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.
В.И. Дубровский (1999) считает, что значение игр возрастает, если они проводятся на воздухе: в лесу, на воде — это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития ребёнка.
Я.С. Войнбаум (1999) обращает большое внимание на то, что при проведении подвижных игр у мальчиков и девочек 7-10 лет нужно иметь в виду податливость их организма к различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. В этом возрасте окостенение еще не заканчивается. Прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мышцы спины и брюшного пресса относительно слабы, поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразием движений, без длительных мышечных напряжений.
Другое о образовании:
Психолого-педагогическая характеристика детского
изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук. Тво ...
Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников
средствами лепки
На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить учащихся с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйст ...
Наличие образовательных эффектов в рассматриваемых медиа-проектах
Рассмотрим ситуацию на примере проекта "Белка". Практика показывает, что при выходе такого проекта на целевую аудиторию, отличающуюся от ближайшего окружения авторов (круга друзей и знакомых, школы), школьники сталкиваются с трудностями как технического, так и содержательного характера, ч ...