Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни ребёнка, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Прежде, чем младший школьник сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля. Подвижные игры позволяют детям обрести эти качества.
М.Н. Жуков, например, считает, что подвижные игры – это естественный спутник жизни ребёнка; источник радостных эмоций. Они вызывают активную работу мышц, расширение кругозора, совершенствование всех психических процессов.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Здоровье детей младшего школьного возраста вызывает обоснованную тревогу. По данным учёных Федерации Здравоохранения в настоящее время среди учащихся начальных классов в структуре заболеваний преобладают нарушения костно-мышечной системы, кровообращения, пищеварения, органов дыхания, нарушения зрительного анализатора, эндокринной системы.
А.И. Белоусов в своих работах говорит, что состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает обоснованную тревогу у многих специалистов, в том числе педагогов. Так, за последние десять лет в Свердловской области неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья младших школьников приняли устойчивый характер. Анализ показателей здоровья младших школьников Свердловской области, проводимый в течение ряда лет, показал, что около 90% детей имеют нарушения физического и психического здоровья, 30-35% детей имеют хронические заболевания. В связи с этим, сохранение здоровья младших школьников и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача начальной школы.
Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством укрепления здоровья младших школьников и их физического воспитания. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственный человеку: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. Игры и упражнения являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода — гиподинамии, так как дети основную часть времени проводят в статическом сидячем положении. Об этом в своих работах говорили врачи, психологи, физиологи и многие специалисты по физическому воспитанию.
В связи с вышеизложенным, проблема физической подготовленности младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья приобретает особое значение. Так как к числу наиболее значимых и перспективных проблем в области физического воспитания специалисты относят проблему повышения двигательной активности ребенка. Именно недостаток движений становится одной из причин ослабления его здоровья (Н.Т. Лебедева, Р.В. Силла, А.Г. Сухарев, Р.А. Шабунин и др.).
Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Актуальность проблемы определяется также низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, что требует определенных предпосылок для методического решения этих проблем.
Данное обстоятельство, несмотря на разработанность проблемы, на практике вызывает затруднения, поскольку имеет место недостаточное количество методической литературы, информации об организации подвижных игр с целью физической подготовленности младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
Таким образом, можно определить основное противоречие: между необходимостью укрепления здоровья младших школьников, их физическим развитием и недостаточностью разработанности проблемы и отсутствием полной информации об организации подвижных игр младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья с целью их физической подготовленности.
В связи с этим наметилась проблема исследования, заключающаяся в определении роли подвижных игр в физической подготовленности младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Объект исследования — процесс физического воспитания младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Предмет исследования — влияние подвижных игр на физическую подготовленность младших дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья.
На основе анализа научной и методической литературы и обобщения педагогического опыта была сформулирована гипотеза исследования:
Предполагается наличие зависимости между особенностями
двигательной деятельности детей с нарушениями в развитии и коррекционной направленностью содержания подвижных игр;
для повышения двигательной активности младших школьников с
нарушениями здоровья предполагается необходимость подбора подвижных игр с учетом специфических и коррекционных принципов, методов и форм их организации.
В соответствии с гипотезой определены цель и задачи исследования.
Цель исследования — определить и обосновать методику проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Задачи исследования:
1. Провести анализ и выявить степень разработанности проблемы в литературе, посвященной организации и проведения подвижных игр с младшими школьниками с нарушениями в развитии.
2. Выявить особенности психолого-педагогического и физиологического развития младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
3. Разработать и апробировать методику занятий подвижными играми в педагогическом процессе с младшими школьниками с отклонениями в здоровье.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной коррекционной направленности двигательного содержания подвижных игр в повышении физической подготовленности младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья в МОУ СОШ № 1 г. Североуральска.
Другое о образовании:
Диагностика представлений детей о театре и уровне развития
игровых умений
Практическая работа с детьми проводилась на базе МДОУ №57 в старшей группе №8, совместно с воспитателями Китаевой В.А. и Лепетюха В.В. Для детального анализа, уровня представлений и развития игровых умений в театрализованной игре было взято 10 детей, методом случайной выборки. Список детей: Андрей ...
Наличие образовательных эффектов в рассматриваемых медиа-проектах
Рассмотрим ситуацию на примере проекта "Белка". Практика показывает, что при выходе такого проекта на целевую аудиторию, отличающуюся от ближайшего окружения авторов (круга друзей и знакомых, школы), школьники сталкиваются с трудностями как технического, так и содержательного характера, ч ...
Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...