Цель исследования заключается в изучении особенностей развития графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР .
Объект исследования – уровень сформированности графо – моторных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – особенности развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза - мы предполагаем, что у старших дошкольников с ОНР присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в :
- слабом развитие пальцевой моторики;
- незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации;
- недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков;
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследоания.
Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольников с ОНР.
Описать и апробировать методики выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с ОНР
Проанализировать полученные данные.
В связи с намеченной целью и задачами исследования был определен и использован комплекс методов, уточняющих и дополняющих друг друга:
-Теоретические: анализ литературы
-Эмпирические:наблюдение; педагогический эксперимент,беседа, анкетирование;логопедическое обследование;
-Интерпретационные: анализ полученных результатов.
Исследование проводилось на базе МБОУ ЦД и К Нижегородской обл. г.Дзержинск. В эксперименте принимали участие 9 воспитанников группы для детей с ОНР 6-7 летнего возраста 2-ого года обучения.
В данном исследование использовались следующие методики: методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет М.М. Безруких, выполнение графических проб (А.Р. Лурия), методика Н.Н. Гуткиной «Домик», методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) , проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»,проба на реципрокную координацию.
Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких), Методика включает в себя 6 субтестов, для данного исследования мы возьмем субтест №1
Субтест 1 Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу.
Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.Инструкция ко всем заданиям субтеста: «Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не верти».
В течение всего субтеста исследователь постоянно контролирует, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги, не вертел лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот. Если ребенок упорно старается перевернуть лист, то результат этого задания не учитывается. При выполнении заданий, в которых даны направления движения, необходимо следить, чтобы испытуемый проводил линии в заданном направлении. Если он проводит линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывается.
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Возможные оценки – 0, 1 баллов
1 балл – нарисована непрерывная линия от точки до звездочки, изгиб или небольшой угол не влияет на оценку:
* если ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;
* если линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см.
0 баллов
* если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а так же если сделаны исправления;
* если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более 0,5 см от стимулирующих точек;
* если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз).
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Другое о образовании:
Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должн ...
Комплекс упражнений для обучения учащихся стратегиям идентификации слова в процессе
чтения иноязычных текстов
В том случае, когда в языковой учебный процесс включаются уроки с использованием научно-популярного текста для ознакомительного чтения, аудиторная работа, направленная на самостоятельное понимание (а также на обучение приемам − стратегиям − понимания) текста учащимся, должна быть опреде ...
Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной
к школе группы детского сада
Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек: 1. Асинов Руслан 2. Безотечество Влад 3. Бузова Алина 4. Вилькис Ромас 5. Дёрина Кристина 6. Зеленский Фёдор 7. Каменев Фёдор 8. Коломыч ...