Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР

Новая педагогика » Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.

Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики.

Для овладения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательных навыков, а как свидетельствуют данные в работах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки.

Исследования Л.В. Лопатиной свидетельствуют о трудностях в выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Ведущим механизмом такого нарушения, по мнению А.Н. Корнева, является неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков может перерасти в ошибки на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости. Поэтому ранняя диагностическая и коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитии речи становится довольно актуальной.

Сензитивным для развития пальцевой моторики является возраст 6-7 лет. Организуя различные виды деятельности в этом возрасте, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графо - моторных навыков у детей с ОНР.

Все вышесказанное обусловило проведение данного экспериментального исследования.

Цель – изучить особенности развития графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР .

Объект исследования – уровень сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.

Предмет исследования – особенности развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: мы предполагаем, что у старших дошкольников с ОНР присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в :

- слабом развитие пальцевой моторики;

- незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации;

- недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков;

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследоания.

Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.

Описать и апробировать методики выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с ОНР

Проанализировать полученные данные.

В связи с намеченной целью и задачами исследования был определен и использован комплекс методов, уточняющих и дополняющих друг друга:

Теоретические: анализ литературы

Эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент,беседа, анкетирование;логопедическое обследование;

Интерпретационные: анализ полученных результатов.

недоразвитие речи графомоторика письмо дошкольник

Другое о образовании:

Трудоустройство талантливых выпускников
Содействие в трудоустройстве талантливых выпускников, оказание поддержки в карьерном и личном росте осуществляется посредством следующих мероприятий: - составление образов имеющихся вакансий, консультация выпускников, организация предварительного и итогового распределения, взаимодействие с работода ...

Методы и приёмы обучения лепке
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии. Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицифики деятельности ...

Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
В данном параграфе будут рассмотрены содержательные и сущностные характеристики понятия «вежливость». Изучение психолого-педагогической литературы позволит раскрыть вопросы о вежливости, как морального качества человека и как культуры общения. Категория вежливости - это непосредственная составляюща ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru