Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР

Новая педагогика » Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.

Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики.

Для овладения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательных навыков, а как свидетельствуют данные в работах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки.

Исследования Л.В. Лопатиной свидетельствуют о трудностях в выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Ведущим механизмом такого нарушения, по мнению А.Н. Корнева, является неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков может перерасти в ошибки на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости. Поэтому ранняя диагностическая и коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитии речи становится довольно актуальной.

Сензитивным для развития пальцевой моторики является возраст 6-7 лет. Организуя различные виды деятельности в этом возрасте, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графо - моторных навыков у детей с ОНР.

Все вышесказанное обусловило проведение данного экспериментального исследования.

Цель – изучить особенности развития графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР .

Объект исследования – уровень сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.

Предмет исследования – особенности развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: мы предполагаем, что у старших дошкольников с ОНР присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в :

- слабом развитие пальцевой моторики;

- незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации;

- недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков;

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследоания.

Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.

Описать и апробировать методики выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с ОНР

Проанализировать полученные данные.

В связи с намеченной целью и задачами исследования был определен и использован комплекс методов, уточняющих и дополняющих друг друга:

Теоретические: анализ литературы

Эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент,беседа, анкетирование;логопедическое обследование;

Интерпретационные: анализ полученных результатов.

недоразвитие речи графомоторика письмо дошкольник

Другое о образовании:

Характеристика образовательных систем. Великобритания
В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в ...

Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...

Психолого-педагогическая поддержка одаренной учащейся молодежи
- Проектирование содержание, технологии обучения, оценки, достижений достижений учащихся для системы дистанционного обучения в профильных классах по математике, информатике, истории, химии, географии; - усиление направленности деятельности студенческого самоуправления на воспитание высоконравственн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru