Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Новая педагогика » Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников » Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Страница 2

- принцип системности, отражающий, что формирование полезных привычек является долгим и сложным процессом, охватывающим все стороны жизни ребенка.

В основе формирования здоровьесберегающей культуры лежат такие составляющие как научные знания, соблюдение режима дня, занятие спортом, профилактические меры, правильное питание, отсутствие вредных привычек.

Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха. Режим дня основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка, в связи с чем способствует установлению равновесия организма с окружающей средой. Для младших школьников соблюдение режима дня играет особую роль. Режим дня обеспечивает ребенку высокую работоспособность на протяжении учебного дня, предохраняет от переутомления и создает необходимые условия для развития ребенка, как физического, так и психического.

Основными составляющими режима дня являются: сон, занятия спортом, учебная деятельность в школе и дома, отдых, питание и личная гигиена. Соотношение данных компонентов с возрастом меняется по времени, больше времени уделяется учебе, меньше прогулкам. При этом главным является оптимальное чередование труда и отдыха, причем любая деятельность не должна превышать пределов работоспособности младшего школьника, а отдых обязательно должен обеспечить полное восстановление организма .

Занятие спортом является неотъемлемой частью формирования здоровьесберегающей культуры. Младшие школьники большинство времени находятся в статическом положении, это отражается на функционировании дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма ребенка, в связи с этим происходит снижение работоспособности организма: ослабляется память, снижается внимание и нарушается координация движений. Именно младший школьный возраст является периодом, когда у детей выражена потребность в двигательной активности. Физические умения выступают неким «престижем» среди сверстников, а хорошее владение своим телом в целом определяет социальный статус школьника (в основном это характерно для мальчиков).

Занятия спортом имеют большую образовательную ценность, так как способствует развитию у детей логического мышления, воображения, инициативы, самостоятельности, памяти.

Немалую роль в формировании здоровьесберегающей культуры играет правильное питание младших школьников. В его основе лежат такие принципы как регулярность, адекватность, безопасность, разнообразие и удовольствие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы помочь младшему школьнику усвоить эти принципы.

Одной из составляющих здоровьесберегающей культуры является отказ от вредных привычек, среди которых выделяют курение, алкоголь, наркоманию, токсикоманию и чрезмерное увлечение компьютером.

Основными мотивами, почему младшие школьники начинают курить, являются любопытство, стремление подражать взрослым, стремление завоевать авторитет среди сверстников. И хотя ребенок знает, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны им. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы рассказать ребенку, что на детский организм воздействие никотина в 10-15 раз сильнее, чем на организм взрослого человека, причем к летальному исходу могут привести 2-3 сигареты, выкуренные подряд.

В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, алкоголю и курению, и если ребенок получит положительную информацию по употреблению наркотиков, сигарет или алкоголя, то у ребенка может возникнуть желание попробовать. Поэтому важно как можно раньше сформировать у младших школьников отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и сигарет. Для этого можно использовать специальные и соответствующие младшему школьному возрасту методы такие как сказки, игры, кукольные спектакли и др.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии
Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов. Качество профессионального функционирования личнос ...

Педагогические взгляды Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотел ...

Эффективные методы и принципы, используемые в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству и художественному труду
Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволил нам выделить и проверить в практике работы школы те методы и принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru